Поиск по сайту  
Главная » Статьи » Организация походов

ВЫЖИВАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ ч.1
ВЫЖИВАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ
При нахождении человека на местности любого типа шансы на выживание зависят от следующих факторов:
- желание выжить;
- умение применять имеющиеся знания, строго выполнять требования пребывания в той или иной местности;
- уверенность в знании местности;
- рассудительность и инициативность;
- дисциплинированность и умение действовать по плану;
- способность анализировать и учитывать свои ошибки.
Выжить - это значит решить важнейшие задачи:
Климат. Неблагоприятные погодные условия : холод, жара, сильный ветер, дождь, снег могут во много раз сократить предел выживания человека.
Жажда. Отсутствие воды влечет за собой физические и психические страдания, общий перегрев организма, быстро развивающиеся тепловые и солнечные удары, обезвоживание организма в пустыне - неотвратимую смерть.
Голод. Длительное отсутствие пищи угнетает человека морально, ослабляет физически, усиливает воздействие на организм неблагоприятных факторов внешней среды.
Страх. Снижает сопротивляемость организма жажде, голоду, климатическим факторам, ведет к принятию ошибочных решений, провоцирует панику, психические срывы.
Переутомление. Появляется в результате напряженных физических действий, недостаточной обеспеченности пищей, тяжелых климато-географических условий, из-за отсутствия полноценного отдыха.

Наибольшую угрозу представляют травмы, болезни, связанные с воздействием климатических условий, отравления. Но не следует забывать, что в аварийной ситуации любой запущенный мозоль или микротравма может привести к трагическому исходу.

Каждый путишественник независимо от планируемого маршрута, сроков и географического положения должен быть готов к действию в аварийной ситуации. В случае ее возникновения необходимо проявлять максимум хладнокровия и выдержки. Паника и непродуманные действия усугубляют создавшееся положение. Воля к жизни. При кратковременной внешней угрозе человек действует на чувственном уровне, подчиняясь инстинкту самосохранения. Отскакивает от падающего дерева, цепляется при падении за неподвижные предметы. Другое дело, долговременное выживание. Рано или поздно наступает критический момент, когда непомерные физические, психические нагрузки и кажущаяся бессмысленность дальнейшего сопротивления подавляют волю. Человеком овладевает пассивность, безразличие. Его уже не пугают возможные трагические последствия непродуманных ночевок, рискованных переправ. Он не верит в возможность спасения и поэтому гибнет, не исчерпав до конца запасов сил. Выживание, основанное лишь на биологических законах самосохранения, кратковременно. Для него характерны быстро развивающиеся психические расстройства и истерические поведенческие реакции. Желание выжить должно быть осознанным и целенаправленным. Можно назвать это волей к жизни. Любое умение и знания становятся бессмысленными, если человек смирился с судьбой. Долговременное выживание обеспечивается не стихийным желанием «Я не хочу умирать!», а поставленной целью — «Я должен выжить!». Желание выжить не инстинкт, а осознанная необходимость! Основа выживания — прочные знания в самых различных областях, начиная с астрономии и медицины, кончая рецептурой приготовления блюд из гусениц и коры деревьев. Приемы выживания в каждом климато-географическом регионе различны. То, что можно и должно делать в тайге, недопустимо в пустыне и наоборот. Тутишественник должен знать, как ориентироваться без компаса, подать сигнал бедствия, выйти к населенному пункту, добыть при помощи собирания, охоты, рыбной ловли (в том числе без ружья и необходимой снасти) питание, обеспечить себя водой, суметь защититься от стихийных бедствий и многое другое. Крайне важна практическая выработка навыков выживания. Попав в аварийную ситуацию, в первую очередь необходимо решить, какой тактики следует придерживаться — активной (самостоятельный выход к людям) или пассивной (ожидание помощи). При пассивном выживании, когда есть абсолютная уверенность, что группу ищут, что спасателям известно ее местонахождение, и если в группе находится нетранспортабельный пострадавший, нужно немедленно приступить к строительству капитального лагеря, установке вокруг лагеря аварийных сигналов, обеспечению на месте продовольствием
В ПЕРВЫЕ МИНУТЫ АВАРИИ
НАДО:
Первое правило - всегда считайте себя ближе к опасности. На практике это означает, что путешественник на любом участке маршрута, вне зависимости от степени его сложности должен соблюдать правила техники безопасности, быть соответственно экипированным и следить за изменениями в погоде, не оставляя без присмотра закрепленные за ним вещи. При эвакуации из зоны аварии придерживайтесь старого морского правила - первыми спасаются женщины, дети и раненые. Очередность спасения впрямую зависит от состояния человека в данную минуту. Последними опасную зону покидают лица, наиболее подготовленные к действиям в особо сложных условиях. После вывода группы с места аварии постарайтесь определить, что непосредственно угрожает жизни людей в данный момент: пожар, сход лавин, камнепад, переохлаждение или перегрев организма. Примите немедленные меры к устранению опасности. При отсутствии непосредственной угрозы для жизни людей внимательно осмотрите себя и своих товарищей. Окажите потерпевшим немедленную медицинскую помощь. Помните, что в аварийной ситуации к трагическим последствиям могут привести не только тяжелые раны, кровотечения, но и запущенные легкие телесные повреждения. Одновременно каждый участник группы должен заправить одежду "по-штормовому", при необходимости отремонтировать или заменить ее. Застегнуть все пуговицы, молнии. Зимой при глубоком снежном покрове штанины натяните поверх голенищ обуви, чтобы исключить попадание внутрь снега. При сильном морозе и ветре закройте лицо шарфом или маской из любого подручного материала. Утеплите ноги, например, обмотав их поверх обуви куском ткани. При минусовых температурах все перечисленные действия обязательны, даже в случае кажущегося теплового комфорта. Обогревание открытых и продуваемых участков тела требует дополнительных энергозатрат, а значит, и потребления дополнительных пищевых калорий, восстановить потерю которых в аварийной ситуации бывает невозможно. Сохраняя "внутреннее" тепло, вы в первую очередь экономите запасы продовольствия. В непосредственной близости от места происшествия необходимо соорудить из куска полиэтилена или ткани временное убежище, которое защитит от ветра, дождя, снега, прямой солнечной радиации. В аварийной ситуации переохлаждение или перегрев организма могут развиваться, стремительно нарастая. Если вовремя не защитить нуждающихся от воздействия неблагоприятных климатических условий, через 30-40 минут придется заняться устранением последствий переохлаждения или перегрева, что потребует больших сил и времени. Одновременно с устройством временного убежища надо начать строительство капитального приюта. В месте, где произошло ЧП, следует провести тщательный поиск, собрать остатки коллективного снаряжения и случайные предметы, которые могут пригодиться в аварийной ситуации. Все вещи соберите в одно место, рассортируйте и защитите от непогоды. Ненужные предметы разложите в форме геометрических фигур на хорошо заметном с воздуха и земли месте.

При отсутствии руководителя из числа наиболее опытных, авторитетных, профессионально подготовленных, старших по возрасту мужчин надо выбрать командира группы. Коллективное руководство ведет к разобщенности, провоцирует внутригрупповые споры, конфликты. Руководитель перераспределяет среди участников группы теплую одежду так, чтобы каждый был обеспечен ею в равной мере. Все люди должны находиться в одинаковых условиях. Исключение могут составлять женщины, дети, раненые. Одежда каждого в аварийной ситуации становится общественным достоянием. Необходимо передать руководителю все личные вещи и предметы, сколь бы бесполезными они ни казались. В аварийной ситуации можно с успехом использовать линзы от фотоаппаратов, биноклей, очков, стекла от часов для добычи огня, фольгу от шоколада и конфет - для изготовления сигнальных зеркал, блесен, плоских кастрюлек, жарки дичи. Значки, булавки, гвозди, заколки, сережки несложно приспособить под рыболовные крючки. Иголки пригодны для изготовления компасов. Воздушные шары, полиэтиленовые мешки пригодятся в качестве емкостей для переноски и хранения воды, добычи и опреснения воды в пустыне, герметизации вещей, утепления ног. Медные деньги, кольца, ключи послужат блеснами. Из резиновых подтяжек, волейбольных и велосипедных камер можно сделать охотничьи рогатки. Приемники сокращают поиск населенных пунктов, ориентировку на местности. Из лески, толстой нити, разрезанного поясного ремня стоит соорудить охотничьи ловушки, удочки. Все предметы из натуральной кожи - ремни, сумки, обувь можно использовать в качестве продуктов питания. Любой мелочи в критической ситуации найдется применение, она, случается, играет решающую роль в спасении людей. Уцелевшие продукты, конфеты, сухари, случайно заваляяшиеся в карманах, собираются в одно место и образуют аварийный продуктовый запас. Руководитель назначает человека, ответственного за хранение и перенос аварийного запаса. Делить продукты нужно на глазах у всей группы. Это исключает возможные недоразумения и ссоры. Каждый человек должен видеть, что все получают одинаковый паек. Не допускайте малейшего повода к подозрениям! И не вздумайте снижать паек человеку, например, из-за нарушения дисциплины или других причин. В первые дни при нормальных климатических условиях старайтесь воздержаться от употребления еды. Все продукты надо рассортировать по срокам годности. Первыми съедают скоропортящиеся продукты, последними - консервы, сублимированные продукты. В месте аварии на открытом, хорошо просматриваемом месте необходимо выложить сигналы кодовой таблицы и стрелку, указывающую направление движения группы.

НЕЛЬЗЯ:
Во время аварии нельзя действовать, подчиняясь эмоциям, - это чревато ошибочными решениями, диктуемыми прямолинейной логикой инстинкта самосохранения. Надо отрешиться от личного страха, оценить обстановку в целом, наметить наиболее безопасную линию поведения, организовать эвакуацию из опасной зоны. Недопустима самовольная эвакуация, так как она может привести к гибели спасающегося, а иногда и всей группы из-за неправильных действий в районе аварии. Например, в результате "подрезания" второй лавины, проламывания льда. Не уходите с места происшествия, не убедившись, что опасную зону покинули все участники группы. Не занимайтесь второстепенными делами, пока группа не обеспечена временным или капитальным убежищем.

АВАРИЙНАЯ СИГНАЛИЗАЦИЯ
Аварийная сигнализация - важнейший фактор, обеспечивающий выживание. При пассивном ожидании помощи - решающий. Вне зависимости от сложности планируемого маршрута туристы должны изучить сигналы бедствия, применяемые в мировой практике В путишествиях, связанных с повышенным риском, каждая группа должна запастись набором аварийной сигнализации, укомплектованным согласно конкретным условиям маршрута из пиротехнических средств, сигнальных зеркал (двойного или зеркала с целиком}, которые несложно изготовить самостоятельно, металлической фольги - 1,5 м2 (выбирайте фольгу с лучшими отражающими свойствами), свистков, воздушных шаров, сильных электрофонарей. Каждый участник группы должен иметь при себе "Памятку" с перечнем международных и внутригрупповых аварийных сигналов. Перед выходом на маршрут поставьте в известность контрольно-спасательные службы или местные органы об имеющихся в вашем распоряжении сигнальных средствах. Это при необходимости облегчит поиск группы, если у вас нет передатчика Сигнальные средства транспортируются в "Спасательном" или "Штабном" рюкзаках вместе с НЗ, документами, аварийным снаряжением лично руководителем группы или лицом, им назначенным. "Спасательный" или "Штабной" рюкзак в аварийной ситуации спасается в первую очередь При возникновении аварийной ситуации, проверив, приведите сигнальные средства в рабочее состояние. Разделите их на две рав нозначные части, которые транспортируются раздельно и должны быть легкодоступны для обеспечения оперативной подачи сигнала. При аварийном выходе с маршрута для движения предпочитайте выпуклые формы рельефа, открытые пространства, хорошо просматриваемые с воздуха. По ходу движения оставляйте хорошо "читаемые" с воздуха метки и сигнальные стрелки, указывающие направление. Пиротехнические сигналы одноразового использования применяйте в крайнем случае, когда есть уверенность, что их заметят! На привалах и во время ночного отдыха на возвышенной точке возле лагеря необходимо оставлять дежурного наблюдателя-сигнальщика. До путишествия оговорите внутригрупповую аварийную сигнализацию, применяемую при разделении группы, в период "режима тишины", например, в лавиноопасной зоне. В случае обнаружения "чужого" аварийного сигнала в труднодоступной местности, при неблагоприятных погодных условиях необходимо заметить ориентиры в направлении поданного сигнала и взять азимут по компасу. Часть группы направьте для оказания немедленной помощи пострадавшим. Нельзя отправлять спасательную команду налегке, без палатки, теплых вещей, питания, аварийного снаряжения. Оставшаяся (страхующая) группа немедленно приступает к оборудованию аварийного лагеря разбивает палатки, строит снежные убежища, разводит жаровые костры, кипятит воду, устанавливает сигналы-метки вокруг лагеря и по направлению движения спасательной группы, организует промежуточные лагеря. Проводя спасательные работы, не забывайте об организации надежной самостраховки! По возможности быстрее оповестите о происшествии спасательные службы, местные органы, далее действуйте согласно их указаниям. При работе штатных спасателей самодеятельные действия недопустимы! Продолжать маршрут можно только с разрешения соответствующих служб. Неоказание помощи нуждающимся подлежит наказанию в уголовном порядке. Сигнал бедствия подается только с разрешения руководителя группы в истинно критической ситуации, непосредственно угрожающей жизни или здоровью людей! Несколько десятков километров, которые предстоит пройти, или несоблюдение сроков еще не повод для подачи сигнала бедствия! Помните, организация спасательных операций требует отвлечения большого числа людей от основной работы, подвергает их жизни риску.
(Средства аварийной сигнализации)
1.Патрон Сигнальный Ночной-Дневной (ПСНД), дымовые шашки, факел-свечи. Сигнал бедствия - оранжевое, малиновое пламя или дым. Хорошо различим на фоне снега, льда, воды, плохо видим в густолесье, песчаной пустыне. Пиротехнические средства держат в вытянутой руке. С подветренной стороны не должны стоять люди, находиться легковоспламеняющиеся предметы! Для подачи сигнала выбирайте возвышенные точки рельефа. С подветренной стороны (по ходу ветрового потока) должно быть открытое пространство (водоем, ледник, поляна).
2. Сигнальные зеркала. Вспышка сигнального зеркала с самолета, летящего на высоте 1-1,5 км, обнаруживается на расстоянии до 30 км. Самодельное сигнальное зеркало в походных условиях изготовляют из жести консервной банки, металлической фольги, наклеенной на кусок фанеры. Световой сигнал можно подавать дном консервной банки, широким лезвием ножа, двуручной пилой. Научитесь обращаться с сигнальным зеркалом до похода.
На склонах холмов, опушках можно разложить полосы фольги, предварительно слабо смяв. Складки на фольге образуют множество отражающих плоскостей, что повышает вероятность обнаружения сигнала. Стоит забросить фольгу, нарезанную полосами, и на отдельно стоящие деревья.
3.Свисток. Можно использовать для внутригрупповой аварийной связи и подачи сигнала бедствия группам спасателей. Свист слышен в 2-3 раза дальше, чем крик.(Внутригрупповая азбука морзе).
4. Свет сильного электрического фонаря обнаруживается при наблюдении с воздуха до 4 км. Светом фонаря, криком, свистом, махая светлым предметом на темном фоне (или наоборот), подают сигнал с периодичностью 6 раз в минуту, затем одна минута - перерыв, и вновь повтор 6 раз в минуту. Ответ " Вызов принят" - сигнал с периодичностью три раза в минуту. Другой вариант - сигнал SOS (три точки, три тире, три точки): ...---... .
5. Окраска воды. При возникновении аварийной ситуации на море, открытом водоеме в воде растворяют сигнальный цветовой (оранжево-красный) порошок или его заменители. В быстром потоке и при сильном волнении порошок малоэффективен.
6. Костровая сигнализация. Сигнальные костры выкладывают заранее в хорошо заметном месте - на опушке леса, просеке, холме, скале, берегу водоема. Заготовьте дополнительное топливо. Постоянно поддерживайте "запальный" костер.
7.Дымовой сигнал. В ясную погоду бросайте в костер зеленые ветки, мох. В пасмурную - свежую траву, зеленые листья, куски резины, смолистые ветки, еловый лапник, маслянистые тряпки. Огонь костра виден с самолета за 18 км, на земле - за 8 км.
8. Одежда (особенно в зимних, горных, водных маршрутах) предпочтительней оранжево-красных расцветок, прочие цвета плохо различимы.
9. На отдельно стоящем или выступающем над лесным массивом дереве установите флаг-сигнал, вырезанный или сшитый из палатки-серебрянки, белого полотнища, штормовых курток ярких расцветок. Флаг-сигнал можно растянуть параллельно воде над водоемом.
В месте, где произошло групповое ЧП или возникла аварийная ситуация, соорудите хорошо заметный метровый или полутораметровый тур из камней, льда, снежных блоков, стволов. Закрепите на его вершине и рядом стоящих деревьях флаги-сигналы, полосы фольги, воздушные шары, обрывки цветной одежды. (Международная кодовая сигнализация).
10.Под туром, надежно защитив от непогоды, оставьте записку с данными о составе группы, планируемом маршруте, сложившейся ситуации и ее последствиях, наличии в группе продовольствия, сигнальных, медицинских средств, бивачного снаряжения. Обоснуйте новое направление движения (куда двигаетесь н почему именно туда?). При аварийном выходе с маршрута в местах изменения направления движения устанавливайте хорошо видимые метки, записки с указанием нового направления и его обоснованием.
11. Собираясь в поход, дополните снаряжение несколькими оранжево-красными воздушными шарами. Слабонадутые сигнальные шары закрепляйте на вершинах туров. ветках деревьев, скалах. Внутри шаров оставляйте запис-ки-сообщення спасательным группам (обязательно указывайте число и время заполнения записки). При ЧП на открытом водоеме поднимите на мачту, а если находитесь в спасжилете в воде, привяжите к телу 2-3 всунутых друг в друга надутых шара. Это облегчит ваше обнаружение.
12. При аварийном выходе с маршрута по ходу движения оставляйте частые метки: затесы, зарубки на стволах деревьев, сломанные ветки, отпечатки подошв обуви на песке, грязных участках.
АВАРИЙЩИКИ ИЩУТ ЛЮДЕЙ
Успех поиска населенных пунктов и людей в аварийной ситуации зависит от того, умеет ли человек определять стороны света и ориентироваться на местности, правильно обнаруживать признаки, указывающие на присутствие людей, читать и расшифровывать следы.
При потере ориентировки в первую очередь необходимо прекратить движение, вспомнить свои последние точные координаты. Направление движения можно приблизительно определить, вспомнив, в какое время, с какой стороны находилось солнце, луна, в какую щеку дул ветер, был ли он тогда постоянным. Пройденное расстояние подсчитывают, умножая среднюю скорость на время движения. Необходимо также вспомнить все значительные ориентиры, встретившиеся в пути, - скалы, холмы, озера, реки. Затем направление, расстояние, ориентиры нужно последовательно "привязать" к карте. Обычно этого бывает достаточно, чтобы узнать свое местоположение. Полученные выводы необходимо подтвердить, сопоставив наблюдаемые ориентиры с картой.
Сложнее обстоит дело, если заблудившиеся люди не имеют ни карты, ни компаса, как это случается при разделении группы. Тогда целесообразно вернуться по собственным следам назад к месту потери тропы, дороги. Если это невозможно, надо попытаться хотя бы в общих чертах восстановить карту местности и нарисовать ее в виде схемы на бумаге, ткани, куске коры, соблюдая масштаб. Затем определите стороны света с помощью местных признаков, сориентируйте импровизированную карту в линии север - юг и решите, куда выгоднее всего следовать.
Предпочтительней выбирать линейные ориентиры - автомобильные и железные дороги, реки, просеки, так как миновать их практически нельзя. И, напротив, точечный или площадный ориентир (населенный пункт, отдельные строения) легко проскочить не заметив.
При полной невозможности определить свое местоположение, нужно двигаться вниз по течению первой попавшейся реки. Чем она крупнее, тем больше вероятность встретить возле нее людей. Практически все города и поселки имеют выход к большой воде. Крупные реки судоходны, мелководные используются местным населением для перевозки грузов на катерах и лодках. Даже охотничьи избушки чаще всего строятся на берегах рек и озер. Поэтому-то путь вниз по реке практически всегда приведет к людям.
Во время движения обращайте внимание на окружающую местность. Например, затесы на деревьях, а также деревья со стесанной вершиной или стволом, очищенным от веток до середины высоты (так называемые деревья-маяки), могут указать на тропу или охотничью избушку. Кстати, перед выходом на маршрут поинтересуйтесь формой и расположением меток, принятых в данной местности.
Обнаружить ближайший населенный пункт можно с помощью обзора. Для этого надо периодически подниматься на возвышенные точки рельефа, забираться на деревья и осматриваться вокруг. На присутствие людей могут указать огни, дымы, взлетающие и садящиеся самолеты и вертолеты, просеки, покосы, столбы электропередач, искусственные сооружения.
При наблюдении с земли ночью видно: зарево большого города за 60 км, вертикальные лучи прожекторов - за 50 км, фары автомашин - за 10 км, костры - 8 км, сильный электрический фонарь - на 3-4 км, слабый - на 1,5 км.
При наблюдении с земли днем видно: большие башни, церкви, элеваторы за 16-20 км, населенный пункт - 11 - 15 км, крупные здания - 9 км, заводские трубы - 6-8 км, а дым от них в некоторых случаях до 50 км, отдельные дома - 5 км, отдельные деревья, столбы, люди - 1,5- 2 км.
Наблюдение лучше вести нескольким людям, разбив линию горизонта на несколько равных секторов.
Чувствительность зрения можно повысить с помощью глубокого, спокойного дыхания, слабого раздражения любого органа чувств, периодического обтирания лица, затылка прохладной водой или снегом. Напряжение внимания повышает чувствительность зрения в 1,5 раза, любое отвлечение - шум, мысли о постороннем, разговор сильно уменьшают продуктивность наблюдения.
Поможет обнаружить людей и прослушивание. Звуковая пеленгация человеком возможна с точностью до 3-5 градусов! Услышав непонятный звук, повернитесь к нему лицом и, не двигаясь, попытайтесь взять на него азимут. Для этого надо заметить ориентир в направлении звука. Затем некоторое время соблюдайте полную тишину, так как существует вероятность повторения звука. Ночью в указанном направлении надо провести тщательное наблюдение.
Слышно: далекие взрывы (например, на карьерах) на 12-15 км, шум идущего поезда - 10 км, тепловозный, пароходный гудок, сирену - 7-10 км, рокот работающего трактора - 3-4 км, стрельбу из ружья - 2-3 км, автомобильный гудок, ржание лошадей, лай собак - 2-3 км, неразборчивый крик - 1 км, треск падающих деревьев - 0,8 км, стук весел, рубка, пилка леса - 0,3-0,5 км.
В лесной зоне тропы обычно метят на уровне груди, в пределах прямой видимости одной метки от другой. Свежий затес на стволе дерева имеет желтоватый оттенок. Три-четыре затеса рядом обозначают, что в стороне находится стоянка или разветвление дороги, тропы. Иногда тропы маркируют разноцветными полосами краски, нанесенной на стволы деревьев, или яркими флажками из цветного материала, бумаги, привязанными к сучкам и веткам. Обычно метки наносятся с правой стороны по ходу движения, так как человек большей частью идет по правой стороне широкой тропы, дороги и работает соответственно правой рукой. При приближении к населенному пункту тропа становится более широкой, натоптанной, чаще встречаются ответвления, места стоянок. При удалении наблюдается обратная картина.
Туристы обычно размечают маршрут, выкладывая из камней, веток временные знаки, втыкая в снег еловые ветки, рисуя на коре дерева углем стрелки. Оставляют сообщение о себе под турами на перевалах, в консервных банках, закрепленных в костровой рогулине. Иногда такая записка, равно как метки, могут подсказать направление движения.
Выйдя на лесную дорогу, постарайтесь определить, в какую сторону населенный пункт ближе. Для этого надо знать несколько следопытских приемов.
На лесовозных дорогах потерянные бревна, как правило, валяются комелем (широким основанием) в сторону населенного пункта, поскольку их возят на автомашинах комлем вперед.
Съезд автотранспорта с полей, делянок обычно направлен к поселку. При приближении к населенному пункту дорога становится более наезженной, местами разбитой.
Свежие следы автотранспорта и людей, как правило, утром ведут от жилья, а вечером к жилью. Дороги и тропы чаще всего разветвляются на пути от поселка и сходятся при приближении к нему. В тундре и пустыне к жилью может вывести след домашних животных - оленей, баранов, надо лишь по отпечатку копыт установить, в какую сторону проследовало стадо, табун.
Чтобы понять, в какую сторону прошла автомашина, внимательно осмотрите оставленные ею следы. Так, например, воронкообразные завихрения на дне следа направлены острыми углами в сторону движения. Песок, пыль, грязь ложатся по склонам колеи в виде веера, раскрытого в противоположную от направления движения сторону. Концы раздавленных ветвей, палок, прутиков обращены в сторону следования транспорта. В цветной жидкости направление движения автомашин можно узнать по постепенно ослабевающей окраске следа. При переезде через лужу следы высыхают в сторону движения. Комков грязи, прихваченных протекторами машины, становится меньше по мере удаления от лужи.
Клочков сена на придорожных кустах и нависающих ветках больше с той стороны, откуда ехала машина.
Анализ следа нескольких машин может довольно точно подсказать, в какой стороне располагается населенный пункт.
Зимой заблудившегося туриста может вывести к жилью случайная лыжня. Но для этого надо уметь по ее виду определять направление движения лыжника. Отпечаток плоскости кольца лыжной палки бывает наклонен в сторону движения лыжника. Соответственно комки снега, выброшенные кольцом лыжной палки, направлены в сторону движения. Бороздка в снегу от острого конца палки длиннее в сторону движения, так как при подъеме палки из снега она некоторое время проволакивается по снегу. Подскажут, куда пошел лыжник, отпечатки лыж при торможении и подъеме в гору. При торможении "плугом" или в "упоре" валики сдвинутого снега собираются в низу спуска. При подъеме "елочкой" или "полуелочкой" сдвинутые задники лыж указывают обратное движению направление.
Глубокая лыжня, большое количество отпечатков лыжных палок и небольшое расстояние между ними, характерные отпечатки широких (охотничьих или туристских) лыж, следы частых привалов указывают на то, что здесь прошла группа туристов. Потерявшийся турист по количеству отпечатков и характеру следов может даже узнать, его это группа или нет. Если след свежий, например, не присыпан недавно прошедшим снегом, можно попытаться догнать группу (в том числе и незнакомую), ведь скорость ее обычно невелика.
Отпечаток узких, беговых лыж, большие расстояния между ямками от лыжных палок, использование скоростной техники говорят о том, что здесь прошел человек налегке - задняя нога, когда он идет шагом или трусцой, ступает след в след передней. След лисицы идет прямо, словно вычерчен по линейке, очень ровно с одинаковыми расстояниями между отпечатками.
Определить направление на населенный пункт можно очень точно с помощью приемника. Для этого его устанавливают в диапазон средних или длинных волн и развертывают таким образом, чтобы звучание выбранной станции было наихудшим. При этом одна из боковых стенок приемника (торцевая) укажет направление на передающую станцию. А чтобы узнать, какая именно, достаточно вспомнить расположение города по отношению к нитке маршрута. Например, если известно, что город находится к востоку, надо дождаться восхода или заката солнца и определить направление на станцию. Далее, сориентировав приемник на наихудшее звучание, можно, глядя вдоль его плоскости, заметить (точно так же, как при работе с компасом) удаленный ориентир и следовать к нему. Затем от этого к следующему и так далее. Полученная таким образом линия маршрута прямо выведет к населенному пункту. Только помните, что приемник должен принимать именно ту станцию, которую вы выбрали в качестве ориентира!
Имея приемник и карту, вы можете узнать более точно свое местоположение. Для этого вычертите на бумаге или песке линии, указывающие направление радиосигналов близкорасположенных или удаленных, но мощных радиостанций. Место пересечения трех или четырех линий на карте - точка вашего местонахождения.
Успех поиска населенных пунктов и людей зависит от тщательности и планомерности наблюдений. Никогда не спешите делать выводы, чтобы не попасться "на удочку" случайности. Обнаружив при расшифровке следов признаки присутствия в данной местности людей, окончательное решение принимайте только после неоднократного подтверждения первоначального предположения. Свои наблюдения продублируйте несколько раз.
Если туристы вышли на тропу, надо в первую очередь убедиться, что она не звериная. На звериной тропе во множестве встречаются отпечатки копыт и лап животных, помет, ветки нависают над тропой, мешают человеку идти, стегают по груди и лицу.(Образцы следов диких животных)
При потере обнаруженных следов или метки необходимо сразу же остановиться и в месте потери следа установить хорошо заметный знак - вбить в землю колышек, повесить на ближайшее дерево куски ткани. От знака надо провести тщательный поиск, постепенно расширяя его площадь. Лучше всего идти по спирали. Если потерянный след не обнаружится, попытайтесь по собственным следам вернуться к предыдущей метке или следу. Ночью поиск надо прекратить и организовать бивак как можно ближе к месту потери следа.
При движении по обнаруженному следу старайтесь идти рядом с ним, чтобы случайно не затоптать. Двигаясь, как можно чаще оглядывайтесь назад, осматривая, запоминая местность, уникальные ориентиры - скалы, кривые деревья, нагромождения камней. В сырую погоду полезно периодически наступать на грязную почву, оставляя на ней отпечатки подошв своей обуви. Все это при необходимости облегчит возвращение назад. Надо помнить, что любая местность при взгляде "назад" может иметь совершенно неузнаваемый вид!

Категория: Организация походов | Добавил: bcinkt (11 Апреля 2006)

Просмотров: 13180 | Рейтинг: 3.2/10 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Планы мероприятий [14]
Планы мероприятий по годам.
Публикации [17]
Наши статьи в газеты и журналы. "Сплав", "Сталь" и т. д.
Снаряжение [14]
Статьи о тур. снаряжении
Нормативные документы [8]
Требования, разряды, классификации...

Маршруты.Ру - сообщество туристов и путешественников

Турклуб МИЭМ

Велосипедный клуб-Веломастерская Veloline.ru

НИТУ МИСиС


КАНТ

RedFox