Поиск по сайту  
Логин:
Пароль:







Новости:

Форум:

Достижения:

История:


Личности:

Код нашего баннера

Код нашего баннера


Главная » Статьи » Снаряжение

Тест-драйв GPS навигаторов Garmin

Вопросы навигации издавна волновали человечество. Некогда целые экспедиции специально снаряжались, чтобы постичь, как же определить точное время в любой точке земного шара, и соответственно - долготу. Какие только методы для этого не применяли! Кому интересно - отсылаем к тому же Умберто Эко, чьи слова вынесены в заголовок. Прошли века, и от "симпатического пороха" и венецианских хронометров путешественники перешли к спутниковой навигации и общедоступным приемникам GPS.

В Сети существует немало ресурсов, посвященных как самим приборам спутниковой навигации, так теории вопроса, научной стороне дела. Несмотря на это многообразие, человеку, решившему подорвать семейный бюджет и купить навигатор, трудно найти ответы на многие вопросы. Действительно, тонкости исчисления орбит понятны лишь специалистам, а описания приборов на сайтах продавцов носят откровенно рекламный характер. Поэтому мы решили написать эту статью, в которой попытаемся обобщить свой и чужой опыт использования GPS в походных условиях. Более того, мы провели тест-драйв, с целью сравнения ряда моделей в условиях максимально приближенных "к боевым". Именно это по нашему мнению позволило нам четко судить, какому туристу какую модель GPS порекомендовать.

Под термином GPS мы будем по привычке называть приемник, хотя на самом деле так называется вся система, включая спутники. Официально на русском языке это звучит "спутниковая радионавигационная система" или "глобальная система определения местоположения". Английский язык более лаконичен: GPS расшифровывается как Global Position System. Система обеспечивает высокоточное определение координат и скорости объектов в любой точке земной поверхности, в любое время суток, в любую погоду, а также точное определение времени.

Если вам нравится иногда блеснуть эрудицией перед друзьями и подругами, прочитайте следующие три абзаца текста. Если вы ничего не хотите знать о принципе работы GPS - это не страшно, по крайней мере, никак не повлияет на качество ориентирования на местности.

 

Итак, для любознательных. В околоземном пространстве развернута сеть искусственных спутников Земли (ИСЗ), равномерно "покрывающих" всю земную поверхность. Орбиты ИСЗ вычисляются с очень высокой точностью, поэтому в любой момент времени известны координаты каждого спутника. Радиопередатчики спутников непрерывно излучают сигналы в направлении Земли. Эти сигналы принимаются GPS-приемником, находящемся в некоторой точке земной поверхности, координаты которой нужно определить.

В приемнике измеряется время распространения сигнала от ИСЗ и вычисляется дальность "спутник-приемник" (радиосигнал, как известно, распространяется со скоростью света). Поскольку для определения местоположения точки нужно знать три координаты (плоские координаты X, Y и высоту H), то в приемнике должны быть измерены расстояния минимум до трех различных ИСЗ. Очевидно, при таком методе радионавигации точное определение времени распространения сигнала возможно лишь при наличии синхронизации временных шкал спутника и приемника.

Поэтому, в состав аппаратуры ИСЗ и приемника входят эталонные часы (стандарты частоты), причем точность спутникового эталона времени исключительно высока, любые швейцарские часы отдыхают :). Бортовые часы всех ИСЗ синхронизированы и привязаны к так называемому "системному времени". Эталон времени GPS-приемника менее точен, чтобы чрезмерно не повышать его стоимость. Этот эталон должен обеспечивать только кратковременную стабильность частоты - в течение процедуры измерений.

ЗАЧЕМ ВООБЩЕ НАШЕМУ ЧЕЛОВЕКУ НУЖЕН GPS?

Что ТАКОГО может GPS, чего нельзя добиться при помощи обычного компаса и своих "мозгов inside" ? В каких случаях спутниковая навигация РЕАЛЬНО выручает?

1. Ориентирование в плохую погоду в местах, где невозможно использование магнитного компаса. Такое бывает, поверьте. За примером не надо далеко ходить, приведу из собственного опыта: как-то раз пришлось идти в плотном облаке через плато Карнасурта в Ловозерских Тундрах. Плато знаменито тем, что там "живет" магнитная аномалия, а еще тем, что спуститься с него в долину можно только в паре мест, везде вокруг скальные обрывы. Обычный компас бесполезен, стрелка ведет себя совершенно непредсказуемо. Пересечение плато с GPS было бы значительно удобнее и безопаснее.

2. Передвижение в пространстве без ориентиров (или с "глючными" ориентирами). Например, пересечение большого замерзшего озера (Именно так было у нас в рамках "тестдрайва") или пустыни Такла-Макан. Возьмем озеро, оно нам, северянам, ближе. При ширине больше двух десятков километров противоположный берег уже не виден, а хочется не просто туда попасть, а в определенную точку. GPS удобнее компаса, поскольку показывает ИСТИННОЕ (безо всяких там головоломных магнитных склонений) направление НА ТОЧКУ (а не на магнитный север). Большинство моделей GPS имеют функцию "дорога", когда направление движения отображается в виде проекции "виртуального шоссе" на цель. Это очень удобно при плавании на байдарке в тумане, или езде на велосипеде через замерзшее озеро - можно разместить прибор перед глазами (например, у моделей серии eTrex существует специальное крепление на руль велосипеда), и "рассекать" хоть в полной темноте, будучи уверенным в правильности пути. Жаль, но ходить, например, на лыжах в пургу таким способом уже сложнее - руки заняты, а укрепить GPS некуда. Приходится носить его в карманах и доставать время от времени.

3. Прибытие к неизвестной цели (каково звучит, а?). Имеется в виду, что нам известны точные координаты объекта (сняты с хорошей карты или переданы людьми, которые там раньше уже бывали с навигатором и отметили точку), но мы не знаем никаких примет объекта, и не можем его идентифцировать. Хороший пример - скальный цирк с тремя перевалами, ведущими в разные долины. Если мы знаем точные координаты нужного перевала, то наш выбор станет очевидным. В случае ориентирования "по старинке" вся надежда на интуицию и косвенные признаки. Вот так и "открывают" перевалы, ведущие через отрог обратно в ту же долину! К этому же типу задач отнесем и просто использование заранее известных точек; если ваши предшественники сняли координаты своих хороших стоянок, вы можете точно следовать их примеру, не изобретая велосипед. Это может сэкономить массу времени.

4. Возвращение к точке. "Точкой" может быть палатка, оставленный рюкзак, - все что угодно. Бывает полезно не только знать точные координаты такой "точки возврата", но и полностью повторить путь, пройденный от нее. Для реализации таких запросов населения существует функция Track.

5. Определение расстояния и скорости движения. За такие показания один мой знакомый называет свой GPS "правдорубом". Бывало, идешь под тяжеленным рюкзаком минут 40 по страшным пампасам, ломишь подобно лосю, а прадоруб тебе: пройдено 800 метров! Средняя скорость передвижения 1 км/час. Такие данные часто остужают горячие головы, подавляют шапкозакидательские настроения и позволяют хоть немного дружить с реальностью. С помощью GPS можно измерять не только пройденное расстояние, но и получать информацию о том, сколько осталось до цели.

6. Определение высоты над уровнем моря. Данная функция плохо работает на низменностях и более-менее сносно в горах высотой более 2000-3000 метров. Точность определения не слишком высокая, по крайней мере, на основе показаний GPS опровергать или подтверждать официальную высоту вершин - смешно. Но иногда эта функция помогает при идентификации объекта (перевала, например) с заранее известной высотой; а еще позволяет оценивать предстоящий набор или сброс высоты.

7. Наконец, самое простое действие - определение своего местоположения на карте. Если есть под рукой карта с координатной сеткой и GPS, вы сопоставляете эти два предмета, и вам все становится ясно... Как вариант решения той же задачи можно привести такой пример: вы идете по тропе, которую видите на карте, но что-то объекты на местности перестали совпадать. Сравнив по GPS ваш трек и тропу на карте можно "поймать" место, где вы сбились с пути.

При использовании прибора следует отметить, что GPS может использовать около 100 координатных систем, включая пользовательскую. В то время как Пулковской - нет. Теоретически это должно давать расхождение между показаниями прибора и бумажной картой, однако в рамках тестдрайва оно не превышало погрешности показаний самого прибора.

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ GPS

Теперь расскажем, чем GPS плох, - ведь не бывает идеальных предметов и технологий. Правду от народа не скроешь! Вот они, скрытые подвохи:

1. Прибор любит открытые места, потому что ему надо "видеть" спутники. GPS совсем не работает под землей, и плохо - в густом лесу. Проблема решается поиском полянки или хотя бы редкого леса.

2. В большинстве дешевых моделей встроенный электронный компас работает только в движении. Учитывая, что часто GPS достают на привалах, (кроме счастливых велотуристов имеющих возможность закрепить его на руле), приходится бегать около рюкзака взад-вперед, заставляя прибор показать истинное направление на цель. Проблема решается покупкой более дорогой модели, о чем речь пойдет ниже.

3. Для полноценного использования GPS нужна хорошая карта с координатной сеткой. Приобретение таких карт в нашей стране, мягко выражаясь, затруднено. Для иллюстрации того, к чему приводят плохие карты, расскажем историю из жизни:
после похода по хребту Кодар голодная группа очень хочет попасть на железнодорожную станцию. Но вот незадача! - железная дорога проходит по Чарской котловине, немного в стороне от гор, и на этот "неинтересный" участок маршрута имеется только карта масштаба 1:1000000 ("десятикилометровка"). На счастье, прямо через станцию проходит меридиан, а поскольку трасса БАМа в том месте идет с запада на восток, то ошибка определения широты была не так важна. Между полустанком и горами нет дорог, поэтому выходить приходится по азимуту.
Понятно, что точность определения координаты на столь "подробной" карте - просто "никакая". И вот группа выходит на трассу точно в точку, "вбитую" в навигатор. Станции нет. Слева она или справа? Неверное решение в итоге стоило опоздания на поезд. Как видим, "плохая" карта перевесила "хороший" GPS.

4. Даже подробная карта не является гарантией достоверности изображенной на ней информации. Об этом надо помнить. Прибор приводит вас точно в точку, сведения о которой вы получаете с карты, и именно здесь заключено слабое место, поскольку велика вероятность устаревшей или намеренно искаженной карты, да и просто ошибки.

5. Прибор работает от батареек. Энергопотребление низкое, но оно есть. "Оно не может не есть". Если вы не только время от времени сверяете направление, а держите навигатор включенным, записывая трэк - приготовьтесь иметь ХОРОШИЕ батарейки в расчете продолжительность похода в днях / 2 летом или ... / 1,5 зимой.

6. "Популярные" модели не позволяют быстро ориентироваться, например, в условиях соревнований. Прибор заметно "тормозит", пока "воркует" со спутниками на орбите. Время воркования тем больше, чем чаще прибор "теряет" спутники, и ищет их по-новой.

Вывод из сравнения достоинств и недостатков можно сделать такой: GPS не заменит вам карту и собственные мозги, но может решить такие задачи, которые значительно повышают безопасность путешествия.

НАШ ТЕСТ ДРАЙВ

Лучше 1 раз потрогать руками, чем 10 раз прочитать статью каких-то сомнительных "орлов" (типа нас). Ну, или хотя бы прочесть не общие рассуждения, а чисто конкретный отчет о проделанной работе. Для этого ваши уважаемые авторы взяли два навигатора (модели eTrex Venture и GPS 12) и поставили натурный эксперимент.

Сразу скажу, что задача "выяснить какой GPS более точен" не ставилась, ибо бытовые GPS навигаторы различаются не по точности, которую они выдают, а по набору различных функций и удобству использования. Определить, какие именно функции удобны и нужны для нашего брата-туриста, какие модели кому порекомендовать - вот наша задача. Чтобы нужные функции получить и лишнего не переплачивать. К слову сказать, что туристу, которому в общем случае не приходится корректировать огонь артиллерии, точность в 30-50 метров, как правило, является достаточной. Оба тестируемых прибора, в которые вводили одни и те же точки, показывали определенное расхождение, которое могло достигать метров 20-ти (определялось на глаз). Однако когда речь идет об идентификации нужного поворота в лабиринте рукавов реки Мсты в ее устье, или решения других прикладных туристских задач, достаточна точность не в 20 метров, а раза в три больше. Точность приборов по спецификации около 15 метров.

Итак, наш тестдрайв был посвящен сравнению моделей, которые можно порекомендовать туристам для решения своих задач. Мы выбрали две модели: одну из серии eTrex, другую - GPS 12. GPS 12 - прибор более старый, стоит 175 долларов (здесь и далее стоимость указана по прайсу фирмы "Проект СЛ" по состоянию на декабрь 2002 года). Именно он является наиболее продаваемой моделью. Из серии eTrex нами на тест была взята модель Venture, стоимостью 215 долл. Почему именно она? Первая модель в ряду - eTrex "просто"(160 долл.), как известно, не обладает скроллингом экрана, и большие (длинные) треки со множеством точек и поворотов на нем смотреть тяжело. Кроме того, eTrex "просто" и так часто попадает к нам в руки, и его плюсы и минусы нам хорошо известны. Модель еTrex Legend отличается от Venture возможностью работы с картой, а это нам не требовалось в данном походе. Наконец, модель Vista, со встроенным альтиметром и электронным компасом, все свои возможности может показать в сложных походах, в горах, в то время как мы отправлялись на озера - болота. Vista в данном случае для нас - вариант избыточный.

Итак, тестдрйв навигаторов проходил во время зимнего велопохода, который состоял из двух частей. Первая - проезд от Окуловки до берега озера Валдай, прохождение этого озера по льду до Иверского монастыря и далее до города Валдай. И вторая часть - пересечение озера Ильмень и далее поиск церкви Николы на Липне в "пампасах" устья Мсты.

Для осуществления поставленных задач мы ввели в GPS точки, которые сняли с карты при помощи Ozi Explorer. Валдай - озеро небольшое, рассеченное островами. Отсюда логика ввода точек - место схода с дороги на лед, ориентиры на островах которые надо будет обходить, сам монастырь - цель визита на озеро.

С Ильменем дела обстояли сложнее. Если на Валдае поставленные задачи могли быть решены при помощи карты и компаса, то на Ильмене - озере на котором от берега до берега около 40 километров, такая возможность просто исключалась. С другой стороны, появлялись новые задачи: знать точки на берегу, с которых можно эвакуироваться, в том случае, если озеро не до конца замерзло, или его завалило непроезжим для байка снегом. Эта проблема будет более очевидна, если посмотреть на восточный берег озера, вдоль которого нам надлежало идти. Низкие берега, населенные пункты, к которым подходят дороги, с озера не видны. Наконец, сама точка, ради которой мы предпринимали пересечение озера, не видна издали. Речь ведь о месте, где один из рукавов Мсты впадает в озеро. Скажем, год назад мы пересекали Байкал - так там за десятки километров до противоположного берега по рельефу (высоким горам) можно было вычислить, где что находится. Это важный момент - когда идешь по компасу и карте, то при приближении к заметному ориентиру можно "выбрать" набежавшую ошибку, но когда ищешь что-то незаметное… К тому же рукавов у Мсты много, а церковь Николы на Липне, понятно, только на одном!

Первые же метры пути со включенными GPSами по озеру Валдай выявили четыре особенности тестируемых приборов:

А) GPS eTrex Venture в отличие от GPS 12 имеет возможность крепиться на руль, что делает его использование для велотуриста предпочтительным.
Б) Очевидно что GPS работающий по схеме не зависящей от магнитных полей, в отличие от компаса, не дает сбоев при креплении на руль. Эта проблема, бывает, возникает с обычными компасами, которыми надо пользоваться только вдали от байков.
В) оба GPS показывали скорость передвижения с точностью до одного знака после запятой, что более точно, чем показывали наши штатные велокомпьютеры.
Г) Как ни странно, но модель GPS 12 была более понятна пользователям, и работу с ней осваивали быстрее, чем с моделью Ventura. Однако этот пункт достаточно субъективен и вероятно зависит не только от прибора, но и от тех людей, к которым он попадает в руки.

Наконец, нельзя ни отметить, весьма удобную функцию "расстояние до точки". Достоинства ее, конечно, очевидны и так, но все же подчеркну: в сумерках (а мы прибыли на озеро, когда уже начинало темнеть), расстояние до "вон того мыса" на глазок определяется с большой ошибкой, а по прибору - точно.

Интересно отметить и такой факт - наш путь через Валдай лежал вокруг островов, и мы видели только часть пути. Видели только часть - но знали о всем, так как могли хоть и грубо, без учета траектории, но оценивать, на сколько далеко отстоит от нас конечная точка пути, а не только точка, которую мы видим.

При переходе через Ильмень жизнь внесла в наши планы коррективы. Сильный снегопад задержал наше движение, и чтобы нагнать график нам пришлось до Старой Руссы подъехать электричкой. В результате, точка нашего выхода на лед не совпадала с точками, которые мы наметили еще дома. Однако именно это обратило наше внимание на еще одно удобство системы GPS. Хоть мы и изменили точку старта, точка финиша все равно была введена в GPS, а значит, ее положение оставалось нам известным. Введенные ранее точки возможной эвакуации с восточного берега озера - также оставались в силе, и даже увеличивали свою для нас актуальность. Если при первоначальном плане мы должны были идти всего в нескольких километрах от берега, то с того места, откуда пришлось выехать на лед в реальной жизни, берег был не виден вообще.

Стартовав у деревни Чертицко, мы вышли в Ильмень, где первоначально решили пройти по "осторожному варианту", не приближаясь к центру озера. Выбрали в GPS заранее введенную точку, поехали. Видим - на озере лед хороший, бояться нечего. Тогда провели совет, как дальше ехать? Остановились, замерили при помощи GPS расстояние через центр озера и по "осторожному маршруту". Разница получилась существенная. Решили двинуть напролом через центр озера. Менее чем через 4 часа мы уже выходили на противоположный берег озера вблизи от искомого устья. Обратите внимание на карту, приведенную справа. Это - трек, то есть наш маршрут, снятый с GPS и наложенный на карту Ильменя.

Точки, которые обозначены желтыми квадратиками с номерами были введены нами заранее (кроме 68-ой и 69-ой). Трек (показан красным цветом) начинается от берега озера Ильмень. Первая "желтая" точка (ее номер 68) - это место, где мы, обойдя острова дельты реки Ловать, вышли на "оперативный простор". Мы хотели двигаться "осторожным вариантом", но отойдя на безопасное расстояние от места впадения реки Ловать, где также была возможность сохранения промоин. Отсюда видно, как мы прошли до точки 69. пройдя до нее мы решили брать курс не на "осторожную" точку 51, а прямо на точку 58 - место впадения одного из рукавов реки Мсты в озеро. Видно, как курс изменил угол. Видно также, как мы постоянно "забирали вправо". Трек идет не прямо на точку, а чуть правее. Это вызвано весьма прозаическими вещами - холодный ветер дул чуть слева и мы невольно старались чуть-чуть от него отвернуть, постоянно чуть "отдрейфовывая" правее нужного курса, и выбирая затем погрешность, когда это обнаруживали.

Наконец, видно, как мы проехали по заранее введенным точкам до церкви Николы на Липне (точка 60), и далее по другим руслам реки вышли в Волхов, пересекли его у Юрьева монастыря и прибыли в Новгород на вокзал.

Во время переезда через Ильмень выяснилось:
А) Нижняя граница температурного режима модели Venture записана, как минус 15 градусов. Мы вышли на лед, когда было минус 18.4, но прибор работал. Единственное, на его мониторе появилось несколько темных точек, которые исчезли, когда температура несколько поднялась.
Б) При выходе на лед в оба GPS были поставлены абсолютно новые батарейки. Ventura выключилась примерно через 5 часов, GPS 12 продолжал работать. Здесь надо сказать, что в GPS 12 ставятся 4 батарейки, а не две, как в Ventura. Также следует отметить, что Ventura, попав в теплый дом, отогрелась и стала показывать 2/3 заряда.

КАКОЙ GPS ВЫБРАТЬ?

Какой GPS нужен? Какую модель выбрать? Мы рассмотрим модели, которые могут быть интересны туристам на основе модельного ряда продукции фирмы Garmin.

Самыми дешевыми моделями GPS стоимостью до 200 долларов являются два приёмника: eTrex (160 долл.) и GPS 12 (175). Это два самых простых прибора. GPS 12 выпускается уже более 7 лет, а eTrex - относительно свежая модель, его "возраст" около 3-х лет.

Чем они различаются?

GPS 12 больше и тяжелее eTrex на 170 грамм;
GPS 12 питается от 4 батареек размера АА, а eTrex - от двух.
У GPS 12 больше экран (5.6х3.8 см), но он имеет только 2 цвета. У eTrex экран, хоть и меньше (5.4х2.7 см), но он имеет четыре градации серого и разрешение его лучше, чем у GPS 12.
Кроме этого трек GPS 12 может состоять из 1024 точек, и можно записать до 10 треков, в то время как у eTrex памяти хватает на 1 трек.

Хочется отметить существенный недостаток eTrex: у него нет функции прокрутки экрана, т.е. нельзя перемещать по экрану пройденный трэк. Для просмотра всего трэка приходиться уменьшать масштаб, а это, при большом количестве точек, приводит к замусориванию экрана и невозможности за надписями разглядеть трэк. У GPS 12 же есть кнопки прокрутки экрана. Этот на первый взгляд несущественный недостаток у eTrex очень быстро приобретает характер маниакального желания запустить навигатором во что-нибудь твердое.

Garmin утверждает, что эти два прибора имеют одну и ту же категорию защиты от воды. Не будем спорить с Garmin, но сообщим, что GPS 12 - запаянный прибор, а eTrex разборный, заклеенный по краю резинкой. Более того, отверстие в батарейном отсеке eTrex изнутри заклеено кусочком пластика, через который видно плату приёмника.

Пользоваться обоими приборами удобно, но первенство держит всё-таки eTrex. Им можно управлять одной рукой. GPS 12 может сохранять 500 точек, в отличие от eTrex, у которого памяти всего на 50 точек.

Благодаря своей относительно небольшой цене GPS 12 является самой популярной моделью в нашей стране. Он пользуется большим спросом среди туристов, охотников и рыболовов за свою надёжность и влагозащищённость.

Наш вывод однозначен: GPS 12 - разумный бюджетный выбор для туриста (кроме представителей велосипедной туристской конфессии - нет крепления на руль). GPS eTrex - это вариант для туризма не очень подходящий. С ним можно ходить по грибы, его можно подарить ребенку-подростку, который будет с ним развлекаться, играя вокруг дачи, с ним не заблудишься, если во время рыбалки на озеро опустился густой туман, с ним можно проехать трассу на соревнованиях, но для туристских походов его использование не очень оправданно.

Следующий прибор, который мы отнесем к более высокой ценовой категории до 300 долларов - eTrex Venture.

У этой модели новый экран с четырьмя градациями серого и разрешением 160х288. На таком экране вся информация легко читается и не раздражает глаза.

Большим плюсом является наличие у данного приемника джойстика. Этим джойстиком можно управлять меню и, что очень приятно, перемещать карту на экране. Еще одно отличие от самого простого прибора этой серии - прибавилось количество запоминаемых точек. В этой модели их 500. Пожалуй, это наилучший выбор для целей туризма, из соотношения цена - удобство пользования и предоставляемые функции.

Следующая модель - eTrex Legend

Приемник eTrex Legend является первым из всей серии, в который можно загружать карты. Благодаря своему экрану с разрешением 160х288 и четырьмя градациями серого вся информация, отображаемая приемником, читается очень легко. Наличие джойстика позволяет перемещать карту по экрану и следить за своим перемещением.

Внутренняя память в 8Мб дает возможность закачивать внутрь прибора электронные карты. Эта функция не очень полезна в нашей стране, и уж тем более бесполезна для людей, совершающих поход в отдаленных сибирских горах. Соответствующие карты бывают либо фирменные (в основном ими покрыта территория Западной Европы), либо самодельные, полученные путем сканирования топографической карты и дальнейшей обработки специальным программным обеспечением. Объем внутренней памяти в 8 Мб может быть недостаточным при загрузке больших карт.

GPS Legend и Venture способны "держать" по 2048 точек в каждом из 10 треков.

При выборе этой модели подумайте, как вы ее будете использовать. Данная модель находит спрос в среде велотуристов и "пешеходников", а также охотников, которые путешествуют или промышляют у нас на Северо-западе, и в Ленинградской области в частности. Скажем, карта Ленобласти вполне помещается в 8 мб, и еще остается место. К тому же карты нашего региона, в отличие от карт хребта Сунтар Хаята, более-менее доступны, равно как и карты соседних областей. Поэтому для туристов, чей стиль путешествий - в основном на пару-тройку дней по Ленобласти такая модель может быть порекомендована, если функция "карта" вам интересна.

Наконец, модель eTrex Vista - самая мощная по своим функциям в серии (420 долл.).

Прибор имеет встроенный барометрический высотомер, электронный компас, экран с хорошим разрешением и четырьмя градациями серого. Наличие джойстика позволяет легко осуществлять навигацию по меню прибора и перемещать карту по экрану. Для загружаемых карт предусмотрена внутренняя память размером 24 МБ. Это важный момент - если вы отправляетесь "к черту на рога", в большую экспедицию, то ограничение в 8 МБ, как в модели Legend было бы для вас существенным ограничением. 24 МБ - более чем достаточно. Скажем, размер карт, которые есть в продаже от 1 до 12 МБ за штуку.

GPS VISTA способна "держать" до 3000 точек в каждом из 10 треков.

Электронный компас - очень удобная функция. Если в перечисленных до этого приборах для определения сторон света или при движении на заданную точку для определения азимута нужно обязательно двигаться, то в eTrex Vista данная задача решается гораздо удобнее. Электронный компас будет показывать интересующее направление, даже если стоять на месте, или, что еще более важно, даже тогда, когда вы вращаетесь вокруг своей оси.

Наличие встроенного барометрического высотомера позволяет отслеживать изменение высот и отображать эту информацию на барограмме, в том числе попутно следить за изменением атмосферного давления и погодных условий.

Встроенный электронный компас и барометрический высотомер сделали данный прибор популярным среди альпинистов и любителей дельтапланеризма и парапланеризма.

Интересно отметить такую полезную функцию рассмотренных приборов, как возможность снять с трека информацию о вашем перемещении по высоте, и в дальнейшем иметь возможность построить высотный график. Это представляет интерес не только тем, кто лазит по горам или летает в небе, но и, например, велотуристам. Скажем, многие дороги в окрестностях Питера известны нам наизусть, а вот высоты подъемов, или суммарный набор высоты - эта информация мало кому известна. Снять высотную информацию с трека позволяет любой прибор, а вот быстро получать точные значения по высоте - только Vista с барометрическим высотомером. Интересно, что сам высотомер калибруется по спутникам, то есть обычным для GPS методом (с целью учесть изменения атмосферного давления), а далее работает самостоятельно. Vista также позволяет получать данные о скорости изменения высоты (что важно для наших воздушных собратьев)

Вывод: для целей спортивного туризма приглянулись 3 модели:

GPS 12 - как самая дешевая и надежная
eTrex Venture - как наиболее удачная модель среднего уровня, более удобная и легкая, чем GPS 12
eTrex Vista - модель для профессионалов и вообще "лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным!"



Источник: http://www.activeinfo.ru/testdrive/gps/
Категория: Снаряжение | Добавил: Justi (22 Апрель 2006) | Автор: Бекетов Константин, Гуревич Илья

Просмотров: 1874 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Пеший туризм [1]
Планы мероприятий [14]
Планы мероприятий по годам.
Публикации [17]
Наши статьи в газеты и журналы. "Сплав", "Сталь" и т. д.
Медицина [4]
Лыжный туризм [6]
Водный туризм [3]
Cпелео туризм [3]
Горные походы [3]
Снаряжение [14]
Статьи о тур. снаряжении
Питание в походах [10]
Вело походы [7]
Организация походов [7]
Нормативные документы [8]
Требования, разряды, классификации...

Маршруты.Ру - сообщество туристов и путешественников

Турклуб МИЭМ

Велосипедный клуб-Веломастерская Veloline.ru

НИТУ МИСиС


КАНТ

RedFox