Газовые горелки - относительно новый класс оборудования, особенно
для нашей страны. В магазинах в широкой продаже, газовые горелки стали появляться
в 90х годах, а до этого их нишу прочно занимали различные виды примусов, работающих
на бензине и керосине. В наше время газовые горелки все шире распространяются
в мире туризма, ввиду наличия у них ряда важных достоинств, существенно помогающих
туристу в походе. Но обо всем по порядку.
Глава первая. В какие походы надо брать
горелку?
Очевидно, газовая горелка служит для приготовления пищи. Поэтому
брать ее нужно в такие походы, где ожидаются проблемы, связанные именно с этим.
Самая распространенная проблема - отсутствие дров для костра. Такие сложности
часто бывают в походах по югу России и Украины (в степной зоне), на севере нашей
необъятной - в тундре, а за рубежом практически повсеместно, за исключением
некоторых лесистых стран. В высоких (и не очень) горах отсутствие дров дело
самое обычное. Вторая проблема, решаемая при помощи горелки, это когда дрова
для костра есть, но костер как таковой разводить нельзя. Наиболее часто такая
ситуация наблюдается за границей, где противопожарные запреты не только декларируются,
но и выполняются. Конечно, наши сограждане воспитаны так, что запрет для нас
не большая помеха, но, тем не менее, можно запросто схватить неприятностей.
В жаркое лето вводят запреты на разведение костров и в средней полосе России,
что, впрочем, обычно населением игнорируется. Третья проблема часто возникает
у малоопытных туристов, которые испытывают трудности с разведением костра под
дождем. Четвертый резон взять с собой горелку - если вы собираетесь путешествовать
по густонаселенной местности, что вполне характерно для велотуристов. В самом
деле, если вы, например, в Эстонии, разведете горелку на автобусной остановке,
то никто мешать вам не будет. Другое дело, если захочется развести костер! Важным
достоинством газовой горелки является то, что она дает хорошую возможность для
экономии времени, которое тратится в походе на дневной перекус. Нет
необходимости искать место, где есть дрова, разводить костер, оборудовать кострище.
Если обед с костром, как правило, занимает около 1,5 часов, то использование
горелки позволяет сэкономить до трети этого времени.
Наилучшим образом достоинства горелки проявляются в плохую
погоду. Если в жаркий солнечный день, можно заменить горячий обед перекусом,
то под прохладным дождем кружка горячего чая будет очень кстати.
Глава вторая. Какая она, Горелка?
Всего существуют три основных вида горелок: газовые, жидкотопливные,
(бензин, керосин и некоторые другие), и мультитопливные. Термин "мультитопливные"
применяется к двум видам горелок: тем, которые могут работать на нескольких
видах жидкого топлива, и тем, которые могут работать как на бензине, так и на
газе. Есть еще и другие классы горелок, например, спиртовые, но большого распространения
в туризме они не получили. Мы кратко рассмотрим достоинства каждого из указанных
видов горелок, а в заключение главы дадим краткую сравнительную таблицу.
Газовые горелки обладают целым спектром разнообразных достоинств.
Во-первых, процедура запуска горелки занимает даже не минуты, а секунды. Во-вторых,
работают они практически безотказно, ибо конструкция их исключительно проста,
там просто нечему ломаться! В-третьих, такие горелки не склонны ко взрывам и
выбросам языков пламени, что любят поделывать их бензиновые братья. Благодаря
этому, газовую горелку можно эксплуатировать в закрытых помещениях, в том числе
гостиницах, кемпингах и даже палатках. Газовая горелка работает более тихо,
чем бензиновая. Наконец, газовая горелка в разобранном виде занимает мало места,
и стоит дешево. Однако есть у газовых горелок и минусы. Первый, что работают
они на газе, который продается в баллонах. Понятно, что достать газовый баллон
в Кандалакше или Мценске вряд ли удастся, хотя география распространения баллонов
постоянно ширится. Лучше брать газовые баллоны с собой сразу на весь поход,
что требует довольно много места. Во-вторых, газовые горелки могут капризничать
на больших морозах. И, в-третьих,
если вы добираетесь к началу похода на самолете, то в нем нельзя перевозить
газовые баллоны, соответственно их надо покупать уже на месте.
Следует отметить, что производители горелок и баллонов не
сидят, сложа руки. Сегодня практически во всех более-менее туристических местах
есть в продаже баллоны. К примеру еще в 2001 году фирма CAMPINGAZ (Франция) продавала
свои баллоны в 120 странах мира, а на ее сервере http://www.campingaz.com
готовится к запуску проект с информацией о всех дилерах и магазинах, с помощью
которого турист еще перед отъездом сможет узнать, где купить баллоны в Кении
или Уругвае. В России баллоны доступны в специализированных туристических магазинах,
которые есть в каждом крупном областном центре.
Мультитопливная горелка. Как уже было сказано, мультитопливной
горелкой могут называть как горелку, работающую на различных видах жидкого топлива,
так и работающую на бензине/газе. Устройство, которое работает как на газу,
так и на бензине имеет практически все достоинства газовых горелок, кроме цены
и габаритов. Цена такой горелки, как правило, существенно выше, а габариты -
больше. За то, она полезна, когда надо воспользоваться самолетом. Прилетаешь
в точку старта, и если нет в продаже баллонов, покупаешь бензин и едешь дальше.
Другой пример - кончится газ где-то в глуши, купил бензин. С другой стороны,
все недостатки бензиновых горелок у мультитопливных тоже присутствуют, если
не усиливаются. Особенно огорчает их капризность к качеству жидкого топлива.
Тот самый, купленный в упомянутой глуши, бензин, вполне может не решить проблему
приготовления пищи, а создать проблему ремонта горелки.
Горелки, которые работают на нескольких видах жидкого топлива
(бензин/керосин) также находят спрос у нашего брата туриста, хотя обычно в горелку
заливается более распространенный бензин. Для чего тогда необходимо иметь возможность
менять топливо горелки на керосин? Основной резон использования керосина его
относительная взрыво- пожаро- безопасность по сравнению с бензином. Мы не будем
выделять в отдельное рассмотрение достоинства таких мультитопливных горелок,
а поговорим о жидкотопливных горелках в целом.
Жидкотопливные горелки - самый старый класс подобного оборудования.
Работают они на бензине, керосине, "галоше" (бензин-растворитель), растопке
для грилей, других видах топлива. То есть заливать внутрь такой горелки можно
практически все, другой вопрос, как она при этом будет работать. У бензиновой
горелки есть только одно, но важное достоинство: топливо для них можно достать
где угодно, а стоит оно при этом дешево. Еще можно отметить тот факт, что бензиновые
горелки несколько менее восприимчивы к холодам-морозам. Достоинств у бензиновых
горелок мало, зато недостатков много. Первый - они очень чувствительны к чистоте
топлива. Бензин с "песком и илом" станет большой проблемой, по причине засорения
дросселя - маленького отверстия, через которое бензин поступает на парогенератор.
Засорение этого отверстия мгновенно портит радужную картину приготовления еды
и вызывает необходимость прочистки. Второй недостаток бензиновых горелок заключается
в необходимости их "разводить". Эта процедура занимает несколько минут и обычно
сопровождается не самыми приятными явлениями. Для начала надо залить в бак горелки
бензин. Делать это следует аккуратно, ибо, попав на поверхность горелки, он
может в последствии воспламениться. Одновременно, хорошо бы очистить бензин
от "песка и ила", для чего процедить бензин через многократно сложенную марлю
или ткань. Во время этого процесса бензиновое благоухание распространяется далеко
от места заливки. Далее, в баллоне надо создать давление при помощи встроенного
насоса. Наконец, в зависимости от конструкции, необходимо разогреть саму горелку,
чтобы "процесс пошел". Для этого чаще всего используют сухой спирт, раскладывая
его на горелке и поджигая. Наконец, наступает самое интересное: вы поворачиваете
вентиль и… из примуса вырывается столб пламени и черного дыма. Это значит, что
примус еще не нагрелся. Наконец, горелка прогревается, и начинает работать устойчиво.
Но стоит вам прервать процесс хотя бы на 5 -7 минут и примус опять необходимо
"разводить". Третий недостаток бензиновых горелок - они периодически начинают
извергать из себя в разные стороны пламя, а то и вовсе взрываться. Это делает
использование бензиновых горелок в помещениях и внутри палатки крайне не рекомендуемым,
хотя, конечно, грамотное обращение с горелкой существенно снижает риск пожаров.
Бензиновые горелки более тяжелые и громоздкие, чем их газовые собратья. Бензиновая
горелка имеет неприятное свойство коптить. Наконец, особых слов заслуживает
само топливо. Конечно, оно дешевое и распространенное, но его трудновато удерживать
в замкнутых объемах. Бензин постоянно стремится пропитать все вокруг себя ароматом
бензоколонки. Перевозить топливо внутри рюкзака плохо ("аромат" может передаться
продуктам и одежде). Дополнительные сложности присутствуют с покупкой бензина
- в пластиковые бутылки разливать бензин на колонках запрещено, а перевозить
его в железных банках - тяжело и неудобно.
Таблица №1. Сравнительный анализ
достоинств и недостатков горелок.
Все сравнения приведены для нормальных условий, если не оговорено
другое.
Номер п/п
|
Описание достоинства/недостатка
|
Газовая горелка
|
Жидкотопливная
|
1
|
Скорость разведения горелки, включая
её сборку (подсоединение баллонов, разогрев, нагнетание давления и т.п.)
|
Менее 1 минуты
|
3 - 7 минут
|
2
|
Наличие копоти при эксплуатации
|
Нет
|
Есть
|
3
|
Взрыво- и пожаробезопасность
|
Практически взрыво-пожаробезопасна.
|
Горелки представляют определенную опасность,
обращение с ними требует навыка.
|
4
|
Возможность эксплуатации в закрытых
помещениях
|
За исключением помещений, где запрещен
открытый огонь в любых видах
|
Крайне не рекомендуется из-за образования
копоти и вероятности возгорания.
|
5
|
Удобство перевозки
|
Большинство горелок легко отсоединяются
от баллона и легко перевозятся. Газовые баллоны нельзя перевозить в самолетах.
|
Пустые горелки могут легко перевозиться.
Горелки с заправленным топливом могут причинять беспокойство (возможно
появление запаха, особенно у видавших виды примусов). Горелки с бензином
в баке нельзя перевозить в самолетах.
|
6
|
Удобство пользования
|
Не требует специальных навыков.
|
Требует определенных знаний и навыков.
|
7
|
Топливо и его доступность
|
Газовые баллоны существенно уступают
по распространенности бензину, зато купленный баллон является гарантией
качества топлива.
|
Топливо распространено повсеместно в
любой точке мира, однако, его качество может явиться существенной проблемой.
Плохое топливо приводит к неустойчивой работе горелок, их засорению и
необходимости в ремонте.
|
8
|
Наличие побочных проблем с топливом
|
Нет
|
Обладает неприятным запахом, требует
определенного внимания при перевозке, хорошей тары.
|
9
|
Другие эксплуатационные проблемы
|
Чувствительна к работе при низких температурах
(ниже 10 градусов). Наблюдается снижение мощности из-за падения давления
газа внутри баллона, по мере его эксплуатации.
|
Часто ломается. Конструкция горелки более
сложная, чувствительная к чистоте топлива, требует чистки. Более шумно
работает.
|
10
|
Стоимость
|
Горелки стоят относительно дешево, а
топливо к ним относительно дорого
|
Горелки стоят довольно дорого, а топливо
к ним довольно дешево.
|
11
|
Надежность работы
|
Практически безотказна
|
Относительно низкая
|
Если вы зайдете в любой магазин, торгующий снаряжением,
то увидите, что газовые горелки бывают довольно разными. В каждую из них создатели
закладывали определенную идею, предполагали определенный вариант использования.
Принципиальными для выбора горелок являются два параметра: мощность и конструктивные
особенности горелки.
Мощность. В самом деле, от мощности горелки зависит и скорость
приготовления еды, и расход газа, и вес горелки, и ее габариты, и цена, и многие
другие факторы.
После того, как мы определились с мощностью, необходимо рассмотреть
конструктивные особенности горелки. Их у горелок много: тип соединения с газовым
баллоном, наличие/отсутствие ветрозащиты, компактность складывания горелки,
наличие/отсутствие пьезоподжига, устойчивость горелки в рабочем положении и
многие другие.
На эту же тему от Grey'я
Весьма странно... Даже производитель пишет, что при температуре менее -4 градусов сим продуктом пользоваться не рекомендуется... Также ни один уважающий себя производитель не будет рекомендовать подогревать газ на крышке кана, а напротив строго это действо запрещает. Подогревать же газ следует собственным телом (звучит жестоко, но это так), именно это пишется в инструкциях PRIMUS, COLEMAN, Markill, правда стоит отметить, что и вышеприведенный метод имеет право на жизнь.
Теперь по поводу газа. Если внимательно изучить каталог фирмы Kovea, то станет ясно, что их газ производится в славном городе Казань и от продукции фирмы Хитон не отличается абсолютно ничем. Вывод: газ в цанговых баллонах, какое бы название он не имел, по сути есть один и тот же газ но с разной маркировкой. Он идиально подходит для летних походов, а также для вылазок в пешеры, ибо хорошо работает ТОЛЬКО при плюсовых температурах. Газ же компаний PRIMUS, COLEMAN, Markill, Rottenberger, Karrimor, Enders и других евроамериканских производителей имеет высокую степень очистки, и именно это позволяет емы работать при низких температурах (а не наличие пропана, который, к слову, содержиться в любой газовой смеси, даже там, где не указан в составе ). Следовательно, если вы собираетесь путешествовать зимой или идете в горы вам следует использовать газ именно этих производителей. Да, стоит дороже, зато проблем в итоге намного меньше...
Теперь о горелках... Как правильно было отмечено, примусы типа: Шмель или Дастан - это вчерашний день, но это ни в коем случае не означает, что горелки на жидком топливе являются чем-то непотребным, напротив такие горелки зачастую превосходят газовые как по энергопотреблению, так и по БЕЗОПАСНОСТИ. Надо заметить, что реально безопасными являются горелки ТОЛЬКО с выносом (со шлангом), так как при использовании горелок без шланга ВСЕГДА есть вероятность утечки газа непосредственно рядом с открытым пламенем; последствия, думаю, описывать не надо... Все горелки работающие на жидком топливе обязательно имеют вынос, среди газовых горелок подобных меньшинство... По экономичности могу сказать следующее: во первых, хорошая мультитопливная горелка работает дольше на литре бензина, чем на литре газа, так как сам расход жидкого топлива происходит экономичнее чем летучего, из-за того,что большой процент газа выгорает впустую (на тех же протуберанцах), а во вторых, пять литров бензина в пластиковой канистре весят намного меньше, чем пять литров газа в десяти (а если быть точным, то в одинадцати) баллонах.
Теперь по маркам. Безусловно по критерию "цена/качество" (среди ГАЗОВОГО оборудования) лидирует фирма Kovea - широкий выбор горелок на любой вкус. Особо стоит отметить модели с выносным шлангом Camp-1 и Camp-4 (Camp-3 - заметно хуже) - первая наиболее надежная и устойчивая, вторая самая мощная и компактная в своем классе. НО... увы горелки фирмы Kovea не слишком долговечны... 2-3 сезона это их предел, хотя при их стоимости (1200-1500 руб.) и это неплохо. А однозначным лидером среди производителей мультитопливных горелок, является фирма PRIMUS и их горелка MFS, она сравнительно недорога (примерно 3500 руб.), надежна, долговечна и проста в обращении и обслуживании. Может работать как на газу так и на практически всех видах жидкого топлива (кроме спирта ). Упомянутые горелки фирмы MSR заметно уступают по надежности, весу, универсальности, простоте обслуживания (чисткеа, ремонт),к тому же они несколько дороже. Топовой же моделью в этом классе является горелка Omni той же фирмы PRIMUS, но ее цена (5200 руб.), на мой взгляд, завышена (хотя у меня именно эта модель ).
Надеюсь этот небольшой экскурс помог вам сорентироваться в достаточно обширном рынке газового оборудования. (Copywrite from Ptichka)
Источник: http://activeinfo.ru/articles/gas/ |