Поиск по сайту  
Главная » Статьи » Лыжный туризм

Трактат о шатрах (Зимних палатках)

"...Я видел смерть, зимой в палатках жил..."
(стихи из очень старого журнала "Юность")

Для зимних походов традиционно применяют групповые шатровые палатки. Если летом часто возникают проблемы с установкой одной большой палатки, например, на каменистом грунте, то на снегу такой проблемы обычно не бывает. Поэтому, логично жить всей команде в одном месте, это приводит к экономии веса в пересчете на одного участника-"жильца", это удобнее в быту (ужин-завтрак в палатке, в тепле); наконец, это позволяет в лесных районах использовать печку, а печка повышает комфорт всего путешествия во много раз.

Шатер должен отвечать следующим требованиям: оптимальный объем, небольшой вес, ветроустойчивость и прочность, ветронепроницаемость и сохранение тепла, быстрота и надежность установки. Свою форму туристские шатры позаимствовали у традиционных чумов народов Севера. По характеру несущего каркаса палатки делят на несколько типов:

1. с центральным колом (в лесу можно вместо этого подвесить палатку к натянутой между деревьями веревке)
2. в виде обычной двускатной палатки
3. с несущим каркасом на основе лыж.
4. с самостоятельным каркасом
5. всякая экстремальная экзотика с использованием снега, типа сочетания снежных блоков и матерчатого тента.

Помимо конструкции, в расчет следует принимать форму дна палатки, или (что почти тоже самое) количество граней. Чем больше граней у шатра, тем форма дна ближе к кругу, и соответственно повышается ветроустойчивость. Минимальное количество граней - 4 - дает прямоугольное дно с минимальной ветроустойчивостью, но зато наибольшей полезной площадью и простотой установки. Отсюда вывод: для ночлегов в зоне леса вполне удобен прямоугольный шатер, а для тундры и гор используют 6-10 гранные палатки.

Еще одна конструктивная характеристика - высота боковой стенки. Чем выше боковая стенка, тем больше полезный объем (внутри можно сидеть у самой стены, если она вертикальная, и места в палатке становится субъективно больше). С другой стороны, чем выше стенка, тем положе угол наклона крыши, а это приводит к тому, что на крыше накапливается снег, не скатывается вниз. Опять вспомним про ветроустойчивость: чем выше и вертикальнее боковая стенка, тем больше и парусность. У классического чума боковой стены нет в принципе, но там не стоит и задачи минимизировать вес и размеры конструкции...

В итоге конструкторы шатров балансируют в своих творениях между этими параметрами, старясь достичь либо оптимального соотношения, либо "затачивая" свое детище под определенные задачи. Например, если не планируются безлесные ночлеги, то вполне подойдет шатер в виде большой двускатной палатки. Его достоинства - простота установки и большой полезный объем. Напротив, для походов по Полярному Уралу или Таймыру необходима низкая, прочная шатровая конструкция, ибо основной задачей будет ветроустойчивость.

Следущий уровень классификации шатров - наличие или отсутствие внутреннего слоя. Палатки для лесной зоны и теплых (с печкой) ночлегов традиционно делают однослойными. Это обеспечивает сравнительно небольшой вес. Как только встает необходимость холодных ночевок, появляется потребность в дополнительном внутреннем слое. Что он дает? Главный враг зимой в палатке - это конденсат, образующийся в результате дыхания. Лучший выход - не дышать и иметь температуру трупа. Если вы еще живы, вас ожидает по утру слой инея на потолке и стенах, причем стоит только начать задевать потолок, как все это великолепие обрушивается на спальники, тает на них, и в итоге вы получаете не слишком пригодные для следующего ночлега вещи. Еще хуже, если утром в однослойной палатке разжигают примус - иней тает прямо на потолке, в шатре идет натуральный дождь, да еще и сама палатка становится сильно тяжелее.

Второй слой не является, к сожалению, полным спасением от инея, но жизнь он облегчает. Конструктивно внутренний шатер обычно делают в виде неполного полога, который цепляется изнутри к внешней палатке. Полог может не доходить до земли - внизу он не слишком нужен, а экономия веса налицо. Очень удобно использовать такую схему: сочетание внутреннего слоя шатра и внешних покрывал на спальники (их называют "конденсаторами"). Эти конденсаторы шьются из одного слоя синтепона, и накидываются поверх спящих. Утром дежурный, облачившись в штормовку, снимает полог шатра (иней покрывает его и конденсаторы толстым слоем), а затем скидываются конденсаторы (их не жалко, да и просушить гораздо легче, чем многослойные спальники). В итоге мы обманываем мать-природу - в шатре сухо, можно готовить завтрак, собирать вещи и радоваться жизни!

Еще один важный момент - наличие или отсутствие дна. Немало споров возникало по этому поводу. Традиционно, в шатре дна нет. Это позволяет значительно снизить вес, плюс к тому - удобнее интерфейс ввода-вывода (в том смысле, что можно вылезти из шатра в любом месте, не обязательно через вход ;-). Для того, чтобы ветер не задувал внутрь, к стенке снизу пришивают юбку из тонкого капрона, которую либо присыпают снаружи снегом (в тундре - придавливают снежными кирпичами), либо подворачивают внутрь палатки, под пену спящих у края. Иногда используют отдельное полотнище из легкого капрона (типа парашютного), которое стелется на пол. Чаще вместо этих изысков применяют обычный полиэтилен (это немного хуже только потому, что на скользкой пленке разъезжаются коврики). Шатер с дном тоже имеет свои плюсы: более жестко задается форма, и такой шатер проще ставить. И еще: в шатре с дном процент потерянных вещей снижается. С другой стороны, приходится бороться с мусором, вытряхивать утром палатку, если предполагается печка - то либо вшивать под нее кусок стеклоткани (а это увеличивает вес), либо наоборот вырезать дырку.

В снегопад, особенно если топить печку, крыша шатра имеет неприятное свойство промокать. Избежать этого можно двумя способами: непромокаемая крыша или дополнительный тент. Непромокаемая крыша плоха тем, что не дышит. Зато не нужно лишнего тента. Дополнительный тент неудобен тем, что его надо крепить, в ветренную погоду он создает дополнительную парусность. Если печки нет, то конструктивно тент в изготовлении проще: не надо "обходить" печную трубу. Тент крепится обычно к боковым растяжкам шатра.

Теперь коснемся деталей. Если шатер с печкой, то в крыше делают "разделку". Классический вариант - вшивается квадрат из стеклоткани примерно 40х40 см, а в нем делается отверстие диаметром немного более сечения трубы. Из жести (удобно - из торцов больших консервных банок, 5-литровых) изготавливается кольцо, которое тонкой проволокой пришивается к стеклоткани. Труба должна пролезать в кольцо свободно, но без лишнего зазора.

Если шатер ставится на центральный кол ("ЦК", "фикус", "пальма"), то в коньке ткань крыши надо усилить прочным капроном (типа кордуры). На это место в сильный ветер приходится очень большая нагрузка!

Также необходимо дополнительно укрепить нашивками все места крепления боковых оттяжек. Удобно, если в шатре изнутри вдоль крыши протянуты леера из тонкой веревки - на них народ любит подвешивать для просушки снаряжение от носков до пластиковых ботинок включительно. Не помешают и карманы на боковых стенках - хотя бы по одному на грань. В них удобно положить фонарик и прочую мелочь.

Традиционной конструкцией входа для шатров является тубус (рукав). Никаких застежек-молний! Еще великий Амундсен чуть не закончил скоропостижно свои арктические исследования, попробовав взять палатку с входом на молнии. Замок зимой замерзает, молния ломается. Диаметр тубуса должен быть таким, чтобы человек в пуховке смог через него бесприпятственно пролезть, втащить за собой рюкзак или охапку дров. Опытным путем установлено, что 70-80 см достаточно для самых широкоплечих.

Неплохо сделать в крыше вентиляцию в виде еще одного маленького тубуса. Диаметр такой вентиляции - около 15 см, больше не надо.

Каркасные шатры имеют более сложную конструкцию. Основа такой палатки - каркас-"зонтик". Это должна быть напряженная конструкция, желательно самодостаточная (то есть собрать зонтик в рабочее положение можно отдельно от шатра). Количество лучей каркаса - по числу граней шатра (обычно 6-8). Концы лучей-трубок соединяют стальным тросиком, с системой его натяжения. Непосредственное исполнение может быть разным, главное - простота в использовании, малый вес и прочность. К самому шатру каркас может крепиться на люверсах (профилированные концы трубок вставляются в отверстия); на стыке крыши и боковых стенок в шатре пришиваются карманы для носков лыж, а по низу шатра, в шов между боковой стенкой и юбкой, - пришивается фиксатор пятки лыжи (обычно выгнутый из полоски дюраля крючок, с системой регулировки под разную длину лыжи). Каркасные шатры удобны тем, что их можно очень быстро поставить в любом месте, поэтому палатку можно быстро поставить, например, для обеда. В солнечных сибирских горах днем в шатре температура поднимается до 15-20 градусов тепла (за счет солнца), и обед получается очень комфортным.

Дальнейший шаг в сторону "каркасности" шатра - это просто большие каркасные палатки, где лыжи уже не используются в конструкции. Вес таких палаток получается больше, а основной выигрыш - освобождающиеся лыжи, то есть возможность спокойно оставлять палатку, совершая радиальные выходы и восхождения. Необходимо отметить, что такие палатки редко могут вместить более 6 человек, сохраняя при этом реальный вес и оставаясь ветроустойчивыми. Вывод: данный тип подходит для небольших спортивных групп, совершающих сложные лыжные путешествия в горах. Например, именно с шатром такого типа мы ходили в Монгольский Алтай. Нечто подобное было у нас и в 2002 году на Байкальском хребте. Подобные палатки выпускаются некоторыми зарубежными фирмами: отметим Marmot и The North Face, имеющие в линейке своей продукции 6-местные зимние палатки. Стоимость - порядка 500 долларов.

Поговорим о материалах для изготовления шатра. Наиболее удачным оказался "тормозной парашют", то есть капрон с удельным весом порядка 170 гр/м^2. Он практически не продувается, дышит, быстро сохнет. Прочность вполне достаточно для ветровых нагрузок, которые может испытывать шатер в сильную пургу. Безкаркасный шатер на группу в 8 человек, сшитый из подобной ткани, имеет общую массу порядка 4,5 кг. - то есть немногим более 500 грамм на человека, что легче, чем удельный вес на одного жителя для любых каркасных палаток! Можно сшить шатер и из более плотной ткани, но вес увеличится.

И напоследок - ряд соображений о применимости описанных конструкций.

1. Шатры с "ЦК" - наиболее универсальны. Основная сфера применения - все-таки "лесные" походы, то есть с ночевками в основном в зоне леса. Весьма вместительны, легки в изготовлении. При необходимости ничто не мешает ночевать и выше зоны леса.
2. Двухскатные шатры (в былые времена их иногда называли "амбары") - только для ночевок в лесу. В тундре подобные палатки не применяются. Зато они еще более просты в пошиве, обладают наибольшим полезным объемом, можно сделать 2 входа, что увеличивает комфорт. Именно с таким шатром планировалась велоэкспедиция в Якутию, на Полюс Холода.
3. Каркасные шатры - для тундровых походов. Понятно, что и в лесу их тоже можно использовать без каких-либо ограничений, но при это каркас является уже излишеством. Именно такие шатры применяются в большинстве лыжных походов 5-6 категории сложности.
4. Полностью каркасные шатры-палатки - для самых сложных походов, при небольшой численности группы. Повышенная ветроустойчивость, принципиальный отказ от печки (что логично, поскольку обычно на таких маршрутах все равно нет леса, ибо проходят они по ледникам, высокогорью, арктическим районам).

Таковы основы "шатростроения". Надеюсь, что статья поможет любителям зимних походов путешествовать безаварийно и с комфортом.

Константин Бекетов, (с) 2003.

var container = document.getElementById('nativeroll_video_cont'); if (container) { var parent = container.parentElement; if (parent) { const wrapper = document.createElement('div'); wrapper.classList.add('js-teasers-wrapper'); parent.insertBefore(wrapper, container.nextSibling); } }

Источник: http://activeinfo.ru/articles/shaters/
Категория: Лыжный туризм | Добавил: Justi (22 Апреля 2006) | Автор: Константин Бекетов

Просмотров: 4449 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Планы мероприятий [14]
Планы мероприятий по годам.
Публикации [17]
Наши статьи в газеты и журналы. "Сплав", "Сталь" и т. д.
Снаряжение [14]
Статьи о тур. снаряжении
Нормативные документы [8]
Требования, разряды, классификации...

Маршруты.Ру - сообщество туристов и путешественников

Турклуб МИЭМ

Велосипедный клуб-Веломастерская Veloline.ru

НИТУ МИСиС


КАНТ

RedFox