Поиск по сайту  
Текущая дата:
Воскресенье, 24 Ноября 2024, 17:15:34

  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: Morgot, KAT1  
Некоторые вопросы организации водного похода 1-2 к.с.
av Воскресенье, 21 Марта 2010, 22:15:38 | Message # 1
Данная лекция не может претендовать на освещение всех аспектов подготовки к водному походу и его проведения. Эта лекция является изложением моих личных взглядов на организацию походов и затрагивает отдельные моменты, на которые я считаю необходимым обратить внимание.

Особенности водного туризма.

Не буду повторять явные отличия водного туризма от других видов. Прошу обратить внимание на следующее.
Почти во всех видах туризма, кроме водного, человек борется в первую очередь с самим собой. Со своей усталостью, например. В водном же походе турист вступает в единоборство со стихией. Причем, его ошибка (неподготовленность) может быть наказана моментально.
Именно в водном туризме техническая и психологическая подготовка участника выходит на первый план уже в походах младших категорий сложности.
Вообще, тренировка техники в водном туризме неразрывно связана с психологической подготовкой. Умение в критической ситуации грамотно, в нужный момент, применить необходимое техническое действие прививается на тренировках, а в походных условиях позволяет человеку в подобных ситуациях оставаться хладнокровным.
Именно на тренировках нарабатывается необходимый набор технических приемов управления судном, и тогда выбор нужного приема применительно к данному моменту в походе происходит на уровне подсознания, автоматически.
Именно на тренировках вырабатывается умение "читать воду", предвидеть воздействие воды на судно, столь необходимое в походе.
Кроме того, определяющими для безопасности водного похода являются качество подготовки снаряжения, его соответствие выбранному маршруту, техническим навыкам участников.

Поэтому, выводы:
1. Нарабатывайте свою технику, используя любую возможность, участвуйте в соревнованиях по ТВТ. Организовывайте тренировки в походах. В том числе и по имитации аварийных ситуаций. Лучше научиться спокойно покидать перевернутое судно на ровной воде (быстротоке) в походе 1 к.с., чем первый раз «кильнуться» на пороге 3 к.с. и растеряться при этом.
2. Тщательно выбирайте и готовьте снаряжение для своих походов.

Post edited by av - Понедельник, 22 Марта 2010, 19:09:03
Статус: Offline
av Воскресенье, 21 Марта 2010, 22:44:30 | Message # 2
Подготовка и проведение водного похода

Следует понимать, что для любого похода является обязательным:
• Соответствие подготовки участников планируемому маршруту
• Соответствие подготовки снаряжения планируемому маршруту

1. Определение цели и задач похода
Все походы по решаемым ими задачам можно условно разделить на три группы:
• Чисто спортивные
• Учебные, учебно-спортивные
• «Отдыхательные», познавательные, «рыбные» и т.п..
Подготовка к походу, по большому счету, независит от его целей. Просто по разному расставляются приоритеты.
Подготовка к "рыбному" походу по категорийной реке требует такого же тщательного подхода, что и к спортивному.
Это следует понимать.

2. Формирование группы
Считаю, что только для спортивных походов группа может подбираться под маршрут. Когда поход заявлен на участие в чемпионате. Когда нужен именно спортивный результат.
Во всех остальных случаях следует маршрут подбирать под группу.
Идеальный вариант подбора, когда маршрут для самого слабого участника проходим на пределе его возможностей, но не «ломает», а самому сильному участнику маршрут еще интересен.
Можно признать оптимальной по составу такую группу, где основное количество участников (ядро группы) имеет примерно одинаковый уровень подготовки и, кроме того, они объединены общими интересами вне рамок похода.
Желательно, чтобы руководитель похода имел отношение к этому ядру. В любом случае руководитель должен обладать таким уровнем подготовки, чтобы на маршруте быть также и неформальным лидером группы.
Если в поход привлекаются «случайные» по отношению к ядру группы лица, их необходимо ознакомить с «правилами игры», принятыми в группе и взять с них обязательство эти правила выполнять.
Лично я не сторонник привлечения в группу случайных людей, поскольку считаю, что поход, кроме всего прочего еще и вид отдыха. Соответственно, возможные проблемы психологической совместимости в походе просто не нужны.
А именно на маршрутах невысоких категорий с малым опытом участников, еще не «тертых» походной жизнью, эти проблемы наиболее вероятны.

Статус: Offline
av Воскресенье, 21 Марта 2010, 23:01:00 | Message # 3
3. Выбор маршрута и его проработка.
Повторю: к выбираемому маршруту должны быть готовы все члены группы, готовы технически, психологически, физически, тактически. Пусть некоторые на пределе своих возможностей, но на момент старта должны быть готовы все. Способы подготовки просты - это тренировки, участие в соревнованиях, наработка техники, изучение теории.
К выбираемому маршруту также должно быть подготовлено снаряжение, полностью соответствующее маршруту и уровню подготовки участников.
Сроки маршрута определяются многими факторами и решаются группами исходя из своих предпочтений. Пример: в Карелии в начале июня на большинстве рек достаточно высокий уровень воды и интересен спортивный сплав. Там же в июле, как правило, хорошая рыбалка, но возможен «шкуродер» на порогах.

Проработка маршрута включает в себя:
• Сбор и анализ информации о районе похода, основным сплавным и запасным рекам.
• Поиск и подготовка картографического материала
• Детальная проработка маршрута (в том числе и в тактическом плане)
• Корректировка требований к участникам, снаряжению, питанию, устранение выявленных несоответствий.
• Принятие окончательного плана основного похода и запасных вариантов
• Оформление похода в МКК

Несколько слов о перечисленных выше пунктах:
Проблем с поиском материала по районам походов, по конкретным маршрутам, по картографическому материалу сейчас нет. Интернет в этом плане – серьезный помощник. В то же время к описаниям и отзывам о конкретных маршрутах, реках, препятствиях надо подходить взвешенно – их готовили люди с разным опытом, с разным уровнем подготовки. Рекомендую пользоваться отчетами, получившими одобрение МКК.
Ссылка на библиотеку отчетов архива Московского городского центрального туристского клуба - http://www.tlib.ru/

Проработка маршрута включает в себя:
1. Изучение лоции реки
2. Уточнение соответствия ранее планируемого состава группы и снаряжения выбранному маршруту
3. Предварительное определение тактики преодоления препятствий
4. Разработку графика движения:
• определение протяженности всех дневных переходов
• определение необходимости, количества и мест тренировок (при наличии в группе лиц, впервые идущих на планируемую категорию сложности, считаю обязательным проведение тренировок до начала основных препятствий маршрута)
• определение количества и места дневок
5. Определение режима походного питания в зависимости от условий
6. Определение способов заброски/выброски, а также аварийных сходов с маршрута

Тактически верной проработкой маршрута следует признать составления такого графика движения, соблюдая который группа в любой момент времени остается полностью готовой к решению походных задач.

Примеры грамотного планирования:
• Дневной переход имеет такую нагрузку и продолжительность, что питание и сон позволяют полностью восстановить силы.
• Количество и качество тренировок в начале маршрута позволяет новичкам освоиться и получить (закрепить) навыки, необходимые при преодолении основных препятствий.
• Преодолению ключевых препятствий отведено достаточно времени для организации прохождения.
• У участников не накапливается психологическая усталость, вовремя запланированы дневки или полудневки.
• Места стоянок в меру комфортны, т.е. не на болоте, дров достаточно и т.п.
• Предусмотрен резерв времени на непредвиденные ситуации (например, климатические, типа сильного встречного ветра на озере или многочасового «тропического» ливня).

Финал проработки маршрута – его защита в МКК и получение маршрутной книжки. Но это не цель, а лишь косвенное подтверждение правильности ваших планов.

Post edited by av - Понедельник, 22 Марта 2010, 08:29:25
Статус: Offline
av Понедельник, 22 Марта 2010, 12:18:07 | Message # 4
4. Распределение обязанностей в группе.
Руководитель похода – несет полную ответственность (в том числе уголовную) за безопасность участников, организацию и проведение похода в целом.
Он должен иметь достаточную подготовку, в первую очередь тактическую и техническую, чтобы суметь организовать безопасное прохождения маршрута.
Руководитель также должен уметь решать вопросы психологической напряженности в походе. Всем известно, что одна «паршивая овца» может испортить жизнь всей группе, и это всегда отрицательно влияет на безопасность похода в целом. Именно поэтому я уже утверждал, что лучше всего комплектовать группу из единомышленников.
Завхоз – опытный турист, имеющий достаточный уровень тактической подготовки, психологически устойчивый. Обязан уметь составить рацион питания, полностью соответствующий тактике прохождения маршрута.
Медик – наиболее подготовленный в вопросах медицины турист. Обязан знать применимость и дозировку всех находящихся в походной аптечке медикаментов.
Фотограф – желательно иметь в группе два фотографа, идущих на разных судах. Фотографы должны знать азы съемки, уметь фотографировать в контровом свете. Научиться этому несложно, и тогда количество нормально экспонированных фотографий существенно вырастет.
Хронометрист – основная обязанность – корректировать чужой или готовить свой вариант лоции реки.
Ремонтник – в большинстве водных походов целесообразнее иметь ремнабор для каждой конкретной модели судов (см. лекцию по снаряжению). Соответственно, должность ремонтника в этом случае надуманная.
Остальные обязанности определяются исходя из особенностей задач, стоящих в походе и желаний группы (видеооператор, финансист, специалист по топосъемке, собиратель фольклора, ботаник, рыбак и т.д.)

5. Итоги.
В процессе предпоходной подготовки и организации похода необходимо:
• Грамотно разработать маршрут и план похода в целом
• Правильно выбрать личное и групповое снаряжение
• Правильно подобрать рацион и режим питания
• Исключить ошибки в комплектовании группы
• Устранить недостатки в подготовке туристов: технической, психологической, тактической, физической.

Post edited by av - Понедельник, 22 Марта 2010, 14:51:18
Статус: Offline
av Понедельник, 22 Марта 2010, 14:48:34 | Message # 5
6. Обеспечение безопасности в водном путешествии.

Безопасность — основное и важнейшее требование ко всем туристским путешествиям.
Причины снижения безопасности и способы её повышения практически не меняются с течением времени и не зависят от сложности маршрута.

Привожу выписку из Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, утвержденных Министерством просвещения СССР еще в 1982 году.

Основные причины возникновения опасности в путешествии:
плохая техническая, физическая и моральная подготовка участников и недисциплинированность туристов,
недостаточный опыт руководителя,
слабое изучение района и условий предстоящего путешествия,
плохая разработка маршрута,
неумелое преодоление препятствий,
пренебрежение страховкой,
недооценка трудностей и опасностей и переоценка собственных сил и возможностей,
ослабление внимания на «легких» участках,
переутомление,
незнание приемов оказания доврачебной помощи,
внезапное изменение погоды,
ядовитые растения и пресмыкающиеся.

Предпоходные меры предупреждения опасности:
проверка снаряжения,
байдарок,
спасательных средств.

Меры предупреждения опасности в путешествии:
регулярный осмотр байдарок, спасательных средств и другого снаряжения и
своевременный ремонт их.
Отработка приемов использования спасательных средств на первом пороге.
Строгое соблюдение порядка движения судов,
предварительный осмотр серьезных препятствий,
организация страховки при преодолении естественных и искусственных препятствий.

Как видите, спустя три десятка лет эта программа остается актуальной.

Post edited by av - Понедельник, 22 Марта 2010, 15:20:41
Статус: Offline
av Пятница, 26 Марта 2010, 21:44:01 | Message # 6
7. Примеры к лекции.

О формировании группы, выборе и проработке маршрута.
Привожу цитату из отчета Валентина Юрина о сплаве по р. Курчум – р.Кальджир 1991 г.

(Валентин Юрин – каякер с огромным туристским опытом, автор фактически учебника по сплаву по бурной воде - "Сольфеджио белой воды" (скачать с сайта Раменского клуба туристов - http://www.rktur.ru/files/sol_white_water.pdf))

При сплаве по этой связке рек часть группы сошла с маршрута после третьего (из пяти) ущелья р.Кальджир. Цитата:

«…Переформирование группы и его результат однозначно показали, какой должна и какой не должна быть группа для серьезного маршрута. Группа, которая стартовала в 4 ущелье, не была составной частью той, которая шла по первой части маршрута; это была совершенно иная группа, с качественно иной структурой, подготовкой и возможностями. Именно Кальджир стал для меня поворотным пунктом на пути от катамаранной школы к каякам, от стадной психологии, традиционной для нашего туризма - к формированию каждого участника как индивидуальной "боевой единицы" и построению группы из этих личностей. Именно на Кальджире я понял, что понятия группа, коллектив, общество, считающиеся святыми и непреложными приоритетами в отечественной туристской школе, на самом деле являются вторичными по отношению к понятию личность, и никак не наоборот. Именно на Кальджире я окончательно понял, что мастерство не может быть заменено числом или размером, что сами по себе большая группа или большое судно не решают никаких проблем, а лишь создают новые.» (См. предисловие к отчету - http://turizm.lib.ru/j....ivision)

И далее: «О разделении группы и его причинах.
Четверо участников были вынуждены прекратить маршрут на автодороге Алексеевка-Горное.
Причины того были следующие:
1. Река оказалась существенно сложнее, чем это представлялось из Москвы, судя по имевшимся описаниям, и техническая подготовка некоторых участников и экипажей оказалась недостаточной для уверенного прохождения маршрута. Сложности возникли во 2 и 3 ущельях, а впереди предстояло прохождение самого сложного и длинного - четвертого.
2. Количественный состав группы также не соответствовал маршруту. При отсутствии удобных мест для чалки и недостаточной подготовке многих экипажей было крайне сложно найти места, где могла бы причалить вся группа. Это вынуждало большую часть участков с препятствиями проходить с длительным и трудоемким сплошным просмотром, а все сложные препятствия - поочередно. Из-за большого числа судов каждое прохождение занимало много времени. В ущельях было сложно найти место для стоянки для такой большой группы, а проходить их за один день группа не успевала.
3. Наиболее слабым судном оказался четырехместный катамаран - самое громоздкое и неповоротливое судно. Постоянные проблемы с негабаритными проходами и с чалками обострялись тем, что экипаж этого катамарана был, как обычно, сборным, наименее подготовленным и схоженным.
4. Техническое состояние четырехместного катамарана (производство МП "Вольный ветер", Москва) не позволяло ему продолжать маршрут. Баллоны катамарана постоянно расклеивались по всем швам, их требовалось полностью переклеивать, для чего не имелось в наличии ни клея, ни времени…»
Пункт пятый включает информацию о невозможности некоторых участников задержаться на маршруте позже конкретного срока, об отставании от графика движения

Статус: Offline
av Пятница, 26 Марта 2010, 21:45:09 | Message # 7
Я намеренно привожу в пример опытного туриста, сделавшего вывод из своих ошибок.
Ошибок существенных. Фактически были нарушены почти все условия организации безопасного похода:
1. Недостаточно прорабатывался маршрут, и как следствие:
• В группе оказались неготовые к походу люди. Соответственно, не было ни подбора группы под маршрут, ни подбора маршрута под группу.
• Несоответствие количественного состава группы маршруту и использование «негабаритного» судна. Подразумевает слабую тактическую проработку маршрута (подход «на месте разберемся»).
• Невозможность стартовым составом вовремя закончить маршрут. Как минимум, не предусмотрен резерв времени на непредвиденные обстоятельства.
2. Постоянные проблемы с катом-4. Явные пробелы в подготовке снаряжения.
3. Недостаточный опыт руководителя. Не технический и тактический на сплаве, а как организатора и психолога. Цитата из описания пешей части: «Однако большинство участников настаивало на том, чтобы попытаться пройти к перевалу на Маркаколь траверсом, без потери высоты. … В результате еще один день был потрачен на то, чтобы убедиться в невозможности траверса…» Возможно, руководителю не хватило воли принять непопулярное решение. Либо, действительно технического опыта, только в пешем туризме.

Поверьте, источники всех этих проблем устранимы еще до начала похода. А если не заниматься их устранением, то получить «проблемный» поход легко и на 1 к.с.

Что касается «стадной психологии, традиционной для нашего туризма» (текс В.Юрина).
И того, “…что мастерство не может быть заменено числом или размером, что сами по себе большая группа или большое судно не решают никаких проблем, а лишь создают новые»
Последняя фраза правильная, точная, но суть, заложенная в этой фразе, вторичная, не основная. Проблема не в «стадности», а неумении (а главное, в нежелании) создать нормальную команду. Значительно проще набрать коллектив из технически подготовленных «личностей», чем подготовить квалифицированную «группу».
В подготовке команды нужна работа, и главное, не техническая, а психологическая, работа с реальной личностью, работа с её трудностями, работа в первую очередь твоя, а также этой личности над собой.
Поэтому, во фразе Юрина, что «группа» в туризме, является вторичной по отношению к «личности» идет подмена понятий.
Хорошая группа создается, притирается, лепится из личностей
, а не автоматом из них набирается.
Некорректный пример, но все же - пять моральных уродов с техникой мирового уровня (якобы личности экстра-класса), так и останутся моральными уродами, а не создадут реальную команду. И часть из них тоже может сойти с р.Кальджир в районе автодороги Алексеевка-Горное. Только преследовать сошедшие будут личные цели, нисколько не заботясь об остальных.

Post edited by av - Пятница, 26 Марта 2010, 22:07:24
Статус: Offline
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -