Поиск по сайту

История:

Личности:

Код нашего баннера

Главная » 2005 » Ноябрь » 13 » 2005: 3 - 13 ноября. Пеший поход 1КС. Кавказ.

2005: 3 - 13 ноября. Пеший поход 1КС. Кавказ.
22:51:45
Когда происходило: 3 - 13 ноября 2005 года.
Где происходило: Кавказ
Что было: Пеший поход 1КС.
Кто был: Хохлов Денис, Базильян Вадим, Лапина Татьяна, Дохновская Ирина, Сафонов Иван.

Фотогалерея Вадима
Отчет

Поход ТурКлуба МИСиС на Северный Кавказ
( хутор Гуамка –плато Лага-Наки - Солохаул):
3-13 ноября 2005 года.

Только ветер угрюмо стерёг перевалы,
Уводила дорога пропавших в закатах.
Радость неба играла, дымилась в раскатах,
Ключ живительной влаги питал на привалах.

Леденел взгляд морозный вершинами Фишта,
Убаюкивал поступь, уставших сбивая.
Берегли у ночлега костры, согревая.
Может я не вернусь никогда? Ты услышишь?

И уснёт над кавказскими тропами Небо.
Солнца луч обогреет, минуя вершины.
И прольётся дождём первозданное Имя.
Сны вернут нас домой, - это Небыль?

Лапина Татьяна 12.11.2005.

Дневник похода
3 ноября 2005 года
Ентот поход начался также как и другие походы под Ветреным руководством. Ден, безбожно воспользовавшись правом руководителя, опоздал (около получаса после контрольного времени, им же самим и назначенного), но на поезд всё же успели. Даже почти не бежали. Стоя около нашего 4-го «детского» вагона, мы ожидали не только отправления поезда, но и скорого прибытия Тимура, который застрял на каких-то там «Чистых» прудах. В итоге остались мы без двух газовых баллонов и поехали с четырьмя, вместо шести.
Провожала нас небольшая, но шумная и дружная компания. Пришел Илья Сергеевич (Профессор Болтологии и Неторопливости в НИИБИН) и БиоФак МГУ в лице Людмилы Санны и Ирины Георгиевны.
Раздался телефонный звонок – это звонил народ со «звездочки». Что-то долго и громко кричали. В итоге мы все же смогли понять, что это пожелание доброго пути от ТурКлубов МИСиС и Керосинки.
Итак, вытерев с мужественных (ещё не обгоревших и не обветренных) лиц горькие слезы прощания с цивилизацией, мы отправились в путь. Поезд тронулся, мы тоже.
Ну и как всегда, чувство личной ответственности каждого за весь коллектив привело к тяжким гастрономическим последствиям: еда, которую взяли в поезд, доедалась в течение первых трех дней похода. Туристы, конечно, любят пожрать, но это уж слишком!..
С соседями как всегда повезло. Дядька, поселившийся вместе со своим сыном напротив нашего кубрика, был пьян ещё до отъезда и в поезде продолжал пить, пытаясь дойти до кондиции. Он преуспел. К туристам он неравнодушен. Его отеческая забота о нашем здоровом крепком сне допекла нас до такой степени, что мы обещали использовать нашу футбольную дуду, если он от нас не отстанет. На что он пообещал устроить нам всеобщий подъем в 4 утра. Мы саркастично предложили ему сплясать на зорьке гопака. К важнейшим событиям этого дня также можно отнести обнаружение в местном туалете «Поджимного клапана для оттаивания унитаза», что вызвало всеобщий интерес и радость окружающих.

4 ноября 2005 года

Утром проснулся дядька. 4 часа он, конечно, проспал, зато протрезвел. В качестве моральной компенсации стал приставать к Танюшке: «по-отечески» заставил её выпить чай с лимоном и заесть все это двумя упаковками чипсов «Chetos».
Сытненько поднажрали, т.е. позавтракали. Долго и муторно делали расчеты по раскладке. Потом сделали 7 «кокосов» - т.е. дневных перекусов. Горько поплакали о том, как нам мало придется кушать в походе. Потом пожрали, или, говоря светски, отобедали. Распределили вес общественного снаряжения и еды между всеми членами группы, учитывая пол каждого члена группы и потолок его грузоподъемности. (1,2 и 0,8 - это не для нас ).
В ходе погрузки вещей и еды в рюкзаки, к нам подошла девушка и сказала что-то вроде: «Я Настя из ТурКлуба МТУСИ (хотя на самом деле она из «Плешки»), давайте знакомиться». Ну, как откажешь хорошему человеку?  Познакомились. Выяснилось, что они в основном водники, хотя пешком тоже ходить умеют. В МКК их заявлять не стали – сказали, что межсезонье нынче. Ищи их, мол, потом… весной… по запаху . При попытке войти в контакт с остальными членами тургруппы МТУСИ, последние вели себя вяло и на контакт шли неохотно, только в пределах необходимого. Необходимым был Гарик – руководитель, молодой человек летов около 30-ти. В процессе общения с ним, выяснилось, что они хотят сойти на станции «Белореченск». Ребята почему-то не знали, что «БелореченСК» и «БелореченСКАЯ» находятся в разных областях. Эту информацию подтвердил начальник поезда, обитающий в 7 вагоне. До Краснодара ехали вместе.
Под вечер занялись альпенштоками – склеивали лыжные палки попарно медицинским пластырем. В чем и преуспели. Поужинали (когда же это кончится? – сколько жрать-то можно?). Легли спать. Но неожиданно для себя, приехали в Ростов-на-Дону. Выбежали на перрон, порадовались теплому воздуху, постояли босиком на ботинках. Пофоткались на память и убежали обратно в вагон греться и спать.

5 ноября 2005 года

Проспали... Все... кроме Вадима, у которого сработал инстинкт самосохранения, поставленный на виброзвонок. Собрались в авральном режиме, и в 4.03 вывалились из вагона в Краснодаре как табор цыган: с пакетом в руках, с двумя полусъеденными консервами (горбуша и фасолька) и мусором в газетке. МТУСИ вышли строем и организованно двинулись на вокзал. ТурКлуб МИСиС рылся в вещах, паковал бонусы и провожал поезд ещё минут 20.
Нашли вокзал. Поселились. Скамейки мы не признаем. И они нас кажется тоже.
Тигр и Ветер, не дожидаясь первого троллейбуса, ушли пешком по улице Мира в поисках местной ПСС. Прошли всю улицу от последнего до первого дома. Гениальная догадка Тигра подтвердилась – Кубано-Набережная улица действительно находится на набережной реки Кубань! По дороге посмотрели местные достопримечательности (Храм большой красивый – названия так и не узнали, Краснодарский Арбат, гостиница «Турист», много-много красивых старых домиков в центре города), поели мороженого и поорали песенки на улицах предрассветного Краснодара. По указанному адресу К-Н ул., д.3 был обнаружен какой-то местный Институт Менеджмента и Предпринимательства. Постояли, подумали, поискали другие таблички, и нашли ЕЁ! Да! Гениальная табличка гласила «Краевая Федерация Спортивного Туризма». Но дверь нам так и не открыли – 5 утра все-таки и охранник вероятно где-то спал. Пошли гулять по набережной. Нашли большой новый пафосный спорткомплекс «Олимп», осссмотрели окрестности. Нарвали кленовых листиков.
На обратном пути купили « джентльменский набор» у сонных девушек в магазине: 1 банка тушенки, 2 суперклея и 5 мороженых. На вокзале обнаружили 2 лежбища: ТурКлуба МИСиС и МТУСИ. Морфей сомкнул ясны очи путников, но местные правоохранительные органы долго такого хамства терпеть не собирались. Оказалось, что спать на полу в помещении вокзала низя. Жалко, а то мы уже вроде как привыкли. Пришли дяденьки милиционеры. Стали всех будить, помахивая своими резиновыми «аргументами» - дубками то есть. ТурКлуб МИСиС предусмотрительно проснулся сам. Сонные девушки вяло отреагировали на наши букетики из кленовых листиков. Поели мороженого. Потом, чтобы не заснуть, сели играть на гитаре и орать песни. ТурКлуб МТУСИ не выдержал этого  и уехали в Апшеронск.
В районе 8 часов Тигр и Ветер снова пошли в ПСО. Охранник в ПСО наконец-то проснулся. Он сидел и грелся у камина, когда мы посмели нарушить его покой. Хмурый дядя в тельнике открыл нам дверь, поругался на нас и закрыл дверь. Мы постучались снова… Он снова открыл дверь. Мы сделали жалобные лица и сказали: «Дяденька, очень НАДО!». Дядя почесал тыковку, подумал и… закрыл дверь. Отвернулся от нас (дверь прозрачная) и исчез в глубине коридора. Вскоре он вернулся и наконец-то (Свершилось!) впустил нас!
На 4-м этаже мы обнаружили тётеньку, которая вежливо рассказала нам, что мы вообще-то должны обращаться в ПСО города Майкопа. Мы снова сделали жалостливые лица. Тетенька посмотрела на нас, смахнула слезу, и поставила-таки нас на учет сразу в двух ПСО – Краснодарском и Адыгейском. Славься! Скинули smsку группе, покупать билет на ближайший рейс до Апшеронска. Ближайший уходил через 20 минут.
Обратно бежали бегом. (даром, что Ветер и Тигр). Последние километры доехали на маршрутке. Успели. Погрузились. В 9.27 отчалили.
По дороге те, кто не заснул, имели счастье увидеть Краснодарское море, машину с капустой, какую-то ГЭС и много-много всяких разных красивых пейзажов за мутным окном «Икаруса».
Через пару часов приехали. Перекусили на вокзале. Купили баллон с вином, хотя искали баллоны с газом. С горя надумали сварить глинтвейн, для чего купили специи (корица, гвоздика, шалфей и мелисса).
В 14:00 отчалили в Гуамку. При отправлении в салон вошел «певец вечной любви». Прекрасное пение тенора периодически заглушалось возгласами дядя Васи, такими как: «Иди на**й», «Не давайте ему денег», «Иди работай», «Всё матери расскажу» и прочей мастерской бранью. Дядя Вася оказался безбилетником. Но смущением его взор не озарился. Так он и ехал до Гуамки без билета, приставал к окружающим, комментировал происходящее и потихоньку трезвел. Доехали быстро и весело.

П е ш а я ч а с т ь м а р ш р у т а

Выгрузились из автобуса. Покопались для приличия. Примерили беленькие перчаточки. Одели рюкзаки, взяли в руки альпенштоки, дожевали очередной перекус (по полсникерса) и наконец-то пошли.
Гуамское ущелье это невероятно красивый памятник природы, протяженностью более 3-х км (и это только самая красивая часть). На редкость разнообразный ландшафт (справа – стена, слева – обрыв) заставляет прислушаться к собственному сердцу. Живописнейшая узкоколейная железная дорога как путеводная ниточка петляет, петляет, петляет… и наконец выпетливает на ровный, покрытый размокшей глиной, черноземом и прочими разновидностями краснодарской гаки участок.
Помесив всё это ногами часа два, заметили впереди огни. «О, Мезмай!» - подумали мы. Действительно, Мезмай. В поселке обнаружили магазин, но заходить не стали. Перешли через реку Курджипс. Поднявшись по склону, пришли на поляну Геннадия Завады. Дедушка (крепкий ещё мужик) оказался добрым и гостеприимным. Предложил нам переночевать в одном из его домиков. И мы конечно же согласились. В домике без печки было прохладно, но все же лучше, чем в палатке. Дед Геннадий дал нам дрова. Развели костёр. Поужинали, попытались всё же доесть еду из поезда. Нарвали айвы и яблок, открыли консервированные ананасы и вино. Тигр играл на гитаре, остальные подпевали. Замечательное место. Здесь хочется остаться если не навсегда, то надолго.

6 ноября 2005 года

Пробуждение было… Долго бродили по поляне, готовили завтрак. Потом пошли в дом к деду Геннадию. Оплатили свой ночлег (как с туристов - всего по 25 р. с носа). Узнали, что место нашего ночлега имеет и другое название – «ГЛЮК», т.е. «Горный Лагерь Юных Краеведов (Крышеедов)». Накупили у деда Геннадия всяких сувениров, узнали, что он поэт и турист СО СТАЖЕМ! Почти всю страну и окрестности облазил, а осел именно здесь! Говорит – самое лучшее здесь место на Земле. Есть в этом доля правды. По крайне мере, уходить отсюда совсем не хочется. Дед Геннадий вкратце описал нам путь до Ивановой поляны (т.е. поляны какого-то дядьки по фамилии Иванов). В этих местах все более-менее крупные поляны носят чьи-то фамилии, объяснил он. После его долгого повествования ясно стало лишь одно, что вдоль реки Курджипс подниматься будет скучно, неинтересно, да и не надо.
Собрались, одели наши любимые спиногрызики и тронулись в путь-дорогу вверх по склону. Вышли за пределы поляны, сфоткались под табличкой «ГЛЮК», протопали немного, пересекли дорогу, а дальше началось ориентирование по рельефу, т.к. дороги и особенно тропинки в это время года засыпаны листвой напрочь и ни в жизнь их не сыскать никому.
Вскоре поймали какую-то колею, похожую на дорогу и пошли по ней. Она долго петляла-петляла и наконец выпетляла таки к краешку балки Алебестровой. Посидели над балкой, подумали и решили не падать в нее, а набирать высоту по левой стороне.
Потом было много каких-то дорог, которые все вели в никуда и постоянно заканчивались то завалами из больших и не очень деревьев, то зарослями, а то и просто приводили на какую-нибудь лесную полянку под сень буков.
Все время идем вверх. Местами склон очень крутой. На нем очень много завалов из огромных упавших деревьев. Тащим друг друга наверх: идем только на альпенштоках и руках другов-туристов. Без этого никак – на то и поход! На очередном завале из поросших скользкой зеленью деревяшечек, руководитель посеял компас. (Он сам с меня свалился! Я не виноват!) Компас конечно был не его, а Вадима (Пластик долго сохраняется – археологи обязательно найдут!  Руководство приносит свои извинения.) В употребление пошел компас руководителя.
Вышли на участок склона, поросший дикими яблонями, грушами и шиповником. Красиво и питательно,.. однако вечереет… Продолжаем набирать высоту. Шиповник колючий, зараза! Исцарапал нам всем руки и явно хочет порвать наши ветровки и штаны. Минут 40 пешкарусом и наконец, продравшись через всю эту колючую кавказскую поросль и миновав небольшой участок леса вышли на поляну, смежную с Ивановой поляной. Осмотрелись, нашли дорогу и попадали рядом.
Сидим, лежим, стоим в траве, смотрим на горы со стороны Мезмая и в первый раз понимаем - «Единичек на Кавказе не бывает!!!».
Тропинка по полянке петляла, ой петляла
И высоту теряла.
Теряла, ой теряла.
Немного конечно теряла – метров 50-100, однако ТАКИХ метров очень-очень жалко.
Вышли к домику на Ивановой поляне. Красивое место: на горизонте впереди видна заснеженная вершина горы Мезмай, тучки бегают совсем близко: под, над и по нам . Родник рядом, да и темно скоро уже будет. Поэтому решаем, остановится где-нибудь здесь. Ветер и Тигр осуществили рекогносцировку – группа поселилась на краю в лесочке между обрывом над рекой Курджипс и поляной. Пили, ели, пели, играли – как умели отдыхали. Однако сильно в этот день утомились и посему спать завалились. Первая ночь в палатке на Кавказе. О, старый добрый Хоббит! 

7 ноября 2005 года

Встали все в 6 утра – молодцы!
Ночью был дождь. Это был единственный дождь за весь поход. Он сделал тент нашей палатки мокрым, вымочил всю землю вокруг, но (!) не смог затушить нашего костра!
Долго восстанавливали костёр для приготовления завтрака. Долго собирались. Смотрели на восход солнца. Горы – это красиво, а туристы – это всё-таки не так уж и херово…
Вышли в 10:30 – первенство руководителя в долгокопании снова оспорено. Однако…
Шли мы вверх и шли мы вниз, ползли мы вверх и съезжали вниз на своих пятых… Преодолели несколько относительно небольших высот и вылезли на небольшой хребетик. По карте здесь проходит хорошая пешеходная тропа, но осенью это относительно открытое место, поросшее редко стоящими деревьями и сплошь засыпанное листьями. Лужи, гака, кристальная тишина, опавшие листья и отсутствие признаков жизни. С правой стороны за деревьями открывается очень красивый вид на заснеженный Лаганакский хребет.
Потом начался спуск. Через некоторое время поймали тропинку (она на карте отмечена как тупик от основной тропы). Вышли по ней на что-то вроде «лесного» шоссе. Эта дорога вела прямо к подножию горы Мезмай. А место, в которое мы притопали – это верховья реки Курджипс.
Сделали перекус. Сгрызли часть одного из наших «кокосов», пофоткались на память, размялись. Во время разминки перестарались – Тигр упал на Ветра, Ветер упал на колено и чего-то там повредил (болело до конца похода и мешало идти, но не смертельно).
Альпенштоки в лапы и вперёд. Преодолели ещё один довольно крутой подъём. Тропа была каменистая, камни скользкие, но ничего. Вроде даже никто и не упал. И вот наконец-то мы вышли к подножию горы Мезмай.
Забавное ощущение – сзади остаётся лес, а впереди через бегающие облака видна покрытая снегом мокрая осенняя трава и камни. Прощай осень, здравствуй зима!
Это был долгий подъём. Снег, сырые ботинки, всё время вверх и не перестающий холодный ветер со стороны Лаганакского хребта. Описали невообразимую дугу под основной вершиной. То, что на карте было дорогой, превратилось в канаву засыпанную снегом. По краю этой канавы мы и вышли к обрыву над рекой Курджипс. На вершину Мезмая решили не лезть – нет времени – скоро закат. Жалко, она всего метров на 50 выше нас. Высоко, красиво и холодно. Долго задерживаться не стали – пошли дальше обратно в кавказскую осень. На спуске обнаружили следы другой тургруппы. Вероятно, енто был МТУСИшный ТурКлуб. Снег вскоре закончился, началась трава жёлто-бурого цвета. По ней и съехали вниз, потеряв метров 400 высоты.
Сначала решили заночевать в балке Глубокая, но потом передумали. Так мы никуда не дойдём. Да и вообще: солнце вверху, а мы внизу – пойдём друг другу навстречу, тогда и стемнеет позже .
Преодолели подъём. Не всем он дался легко. Судя по лицам наших девушек, смерть им теперь не страшна . Опять вокруг зима, а осень осталась где-то далеко внизу. Миновали безымянную высоту 1868 м., дошли до урочища Хакуриновское и всё… Нет, не в смысле совсем всё… Стали ставить наш лагерь в снегу (как прекрасны походы по Кавказу осенью, б**ть).
Чтобы палатка утром влезла в свой чехол, пришлось мыслить творчески. Утоптали площадку в снегу – заодно согрелись. Расстелили тент КИРИКа серебрянкой вниз, зафиксировали его по краям альпенштоками. Сверху установили Хоббит (колышки, конечно, не применяли, а вот к альпенштокам всё-таки подвязались). Присыпали хоббитовскую юбку снегом, и получился тёплый домик в снегу. Застелили палатку и заселили туда наших девушек и Вадима для согревательных процедур (не подумайте ничего плохого).
Снег да снег кругом. Холодный ветерок. Температура в районе –10. Мокрые ботинки. Безумно звёздное небо. Орион у самого горизонта. Ветер и Тигр готовят на двух газовых горелках гречку с тушлом и чай. Поют всякие геройские песни и периодически воют на звёзды. Медленно покрываются инеем.
Ужин и приготовили и уничтожили! И согрелись, и никто не заболел! А почему? Всё очень просто: Для счастья в жизни сделан был массаж, а чтобы смысл остался в ней, всем проведён был инструктаж.
Перед сном (для похода в неведомое) Тигр изобрёл сидушки-снегоступы для лёгких людей (тех, кого ночной наст выдерживает) .

8 ноября 2005 года

Проснулись в 5 утра. Вадим с Иришкой накидали снега в каны, поставили их на горелки и залезли обратно в палатку греться. Потом все дружно долго копались и копошились, одним словом, собирались. Взошло солнце. Ветер и Тигр очень весело вдвоём складывали тент на ветру. Вышли через 4 часа. Охренеть можно! (комментарий руководителя).
Наконец-то появился наст! Идти стало гораздо легче. Правда, не всем. Самые большегрузные особи походного пола с завидной настойчивостью топали по земле, а не по насту.
На подъёме к высоте 2125 м. Окончательно вспотев (задубев) от избытка чувств и тёплых вещей Дэн, Ваня и Вадим избавилась от шарфов,.. потом подумали… и избавились от всего остального (выше пояса конечно). Совершили процедуру омовения снегом, надели шапки, замотались шарфиками, и в таком виде «поехали» дальше.
Поднявшись на вершинку, обнаружили там ветер, который стал на нас усиленно дуть. Мужеская часть коллектива одела майки. Вновь обнаружили следы МТУСИшного ТурКлуба. Идти стало легче - мы зашагали по натоптанной «лыжне». Вадим замёрз и утопал вперёд. Затормозили его только на склоне близ урочища Мурзикал для перекуса. Сели друг к другу вплотную, не снимая рюкзаки – так теплее. Место очень красивое: прямо перед нами хребет Нагой-Чук, а где-то внизу течёт река Цица. Однако, здесь весьма ветрено, посему долго не задерживаемся. Выпиваем свой чай с аскорбиновой кислотой и двигаемся дальше.
Спустились в ложбинку меж двух вершин. Ветер прекратился и светит солнышко – клёво! Идём дальше, опять же используя «лыжню» МТУСИшного ТурКлуба. Лёгкий ветерок опять превращается в офигенный ветродуй.
Перевалили через очередную горку и увидели долину, покрытую лесом. Приятный пейзаж после сплошного снега. На спуске в долину заметили маленький домик внизу. Позже выяснили, что это приют Цица. Около домика следы МТУСИшного ТурКлуба пропали. Попили водицы из ближайшего ручейка (вкусная и «не пустая» водичка – почти живая вода) и пошли дальше. Дошли до невысокой вертикальной стенки. Осмотрели сверху верховья реки Цица. Спустились по уступчикам стенки к её основанию. Потом прошли насквозь очень красивый (преимущественно хвойный) лес, растущий на весьма крутом склоне, и оказались на безлесном участке склона. Отыскали на нём единственное ровное место и разбили здесь свой лагерь.
Вид отсюда обалденный: вокруг горы, покрытые снегом, прямо перед нами река Цица (до неё метров 100-200). Солнышко движется к закату. В лесу, который расположился рядом много сухих дров – это очень хорошо (у нас осталось 2 полупустых баллона с газом).
Подсушили свои личные вещи. Ваня, Денис и Вадим высушили тент и палатку, притащили дров, развели костёр. Танюшка и Иришка в это время сходили за водой, заодно помылись, пофоткались… и чёрт знает, чем они там ещё занимались! В общем, пришли всё-таки часа через 2.
Вечером варили компот, снова пытались накормить Танюшку чесноком, она геройски сопротивлялась. Смотрели на огромные звёзды, нереальных размеров «Ковш», занимающий треть неба и на невероятно яркую луну, которая как огромный фонарь освещала всё вокруг.

9 ноября 2005 года

Встали в 6 утра. Сварили какаву и пшёнку. Отзавтракали.
Забыли и закатали в палатку цельный лимон. Так он в ней дальше и путешествовал. Как всегда долго копались - обстановка к этому располагала. Когда вокруг такая красотисча уходить никуда не хочется.  Вышли в итоге в 10:30.
Долго преодолевали водную преграду под названием река Цица. Перебрались через речку, и пошли наверх по направлению к истоку. Лезли в склон, слезали со склона, снова лезли и снова слезали. И так много раз подряд – рельеф этому весьма способствовал. В итоге это нам надоело, и мы перебрались на правый берег реки. Во время последнего манёвра Тигр повис на крутом склоне, покрытом мокрой травой. Висел и громко кричал: «Если я погибну, передайте Люде, что я хочу, чтобы у неё были дети от меня!!!»
Пока наша тургруппа, опираясь только на альпенштоки товарищей, преодолевала этот злосчастный склон, руководитель, который первым преодолел этот участок, занимался созерцанием. Он созерцал этот беспримерный пример настоящей походной взаимовыручки.  (Какое это было зрелище! Шоу под названием «Как выжить в горах,.. или не выжить…» ).
Оказавшись на правом берегу Цици, мы призадумались. Слегка поматерили картографов, для порядка. Осмотревшись, решили, что блестящий снег вдалеке слева – это вероятно лёд или нечто вроде этого. Поэтому, там не пойдём. Коллективным разумом постановили сделать крюк километров в 5 для восхождения на перевал.
Часа через полтора снова наткнулись на следы МТУСИшного ТурКлуба. Но нам эта «лыжня» уже не пригодилась. Они спускались в лесную зону в направлении урочища Чашка, а наш путь лежал на перевал Фишт-Оштен.
Здесь остановились. Ещё раз подумали, обсудили все возможные варианты. Ваня поведал нам, сколько стоит спасательная операция. Хотя, нафига нам это надо. Если что случится - связи всё равно нет. У нас один путь – на перевал. Мы пройдём!!!
Поднимаемся ещё ближе к солнышку. Вылезли на небольшой хребетик. Ветер офигенный. Продувает насквозь наши ветровки и примораживает альпенштоки к рукам. Слева видим какую-то лужу засыпанную снегом. Оказывается, это очень красивое (так это ж летом!) высокогорное озеро Псенодах. Красота, б** неземная! Особенно на ветру при минусовых температурах в мокрой от пота одежде .
Ближе к перевалу ветер стихает. Все подступы к перевалу и сам перевал завалены камнями (от мала до велика), попадаются и таблички погибшим альпинистам. Группа реально выдохлась. Идти очень сложно. Постоянно тропим. Снега по колено, а местами (в основном около камней) можно провалиться по пояс.
И вот, наконец, уже почти на закате выходим на сам перевал. Это самая высокая точка нашего пешего маршрута 1-й категории сложности – что-то около 2250 метров. На перевале стоит памятник парням, погибшим здесь в дни Великой Отечественной войны. Фотографируем на память. Долго здесь не задерживаемся. Холодно и до заката осталось не больше часа. Начинается очень затяжной спуск вниз в лесную зону. Мы должны сбросить примерно 650 метров. Ночевать в снегу сегодня не будем. Ещё в начале спуска Ветер замечает внизу в долине крыши домиков (вероятнее всего это приют Фишт, а нам как раз туда и надо).
Примерно оцениваю расположение приюта. Продолжаем спуск. Движемся вдоль истока реки Белая. Иришка идёт медленно – она сегодня очень устала. Пока ещё светло, но и ночь тёмной быть не обещает – на небе ни облачка. Принимаю решение разделиться. Вадим остаётся с Иришкой, и они вдвоём продолжают спуск вдоль реки. Дэн, Ваня и Танюшка, пока светло, кратчайшим путём идут к приюту. Вылезаем из каньончика, образованного ручейком, пересекаем склон и спускаемся (даже скорее съезжаем) вниз к реке Белая. По дороге находим тропинку (солнышко уже зашло) и по ней выходим на поляны в долине. Некоторое время ищем приют и вскоре его находим. Скидываем рюкзаки. Ветер остаётся растапливать печку, готовить тёплый ночлег. Тигр с Танюшкой берут футбольную дуду (пригодилась все-таки!) и уходят вверх по течению реки на поиски Вадима и Иришки. Громкие призывные звуки разносятся по долине реки Белая – слышно наверно даже за перевалами. Через некоторое время Иришку и Вадима обнаруживают на одном из береговых уступчиков реки и приводят в приют.
Ну вот, теперь все вместе. В печке горит огонь и в домике теплеет с каждой минутой. Отогрелись, поужинали, застелили спальники.
В этот вечер Ветер сварил для отважных туристов глинтвейн по особому кавказскому рецепту. Суть рецепта: всё, что было в наших рюкзаках пригодного для глинтвейна пошло в дело. Для всеобщего блага живьём были сварены: плоды айвы из сада Геннадия Завады, а также шалфей, мелисса, гвоздика и корица из Апшеронска. Ну и конечно же термообработке подверглось молодое апшеронское вино, которое героически было пронесено через всё плато Лага-Наки. Народу енто всё понравилось, а весу в рюкзаках убавилось.
Вскрыли «Чёрный ящик», который дала нам с собой Настёнка - момент подходящий. В нём обнаружили консервированную клубнику и вяленую рыбку. Уничтожили коллективно и моментально . Это БОНУС! 
Ваня играл на гитаре, мы все вместе пели и подпевали. Тепло, сытненько, хорошие люди рядом с тобой и есть цель, к которой мы движемся. Как мало всё-таки человеку надо для счастья. А говорят, что рай далеко. Просто его надо иногда видеть около себя. (Пардон, за философское отступление, если кто против.)
Это был самый сложный день нашего похода. Мы шли почти без остановок 11 часов! И не просто шли – это был штурм заснеженного перевала, который точно запомнится если не навсегда, то очень надолго. Все проявили себя очень хорошо. Не сдались, не остановились и преодолели все трудности стойко одной командой.

10 ноября 2005 года

Проснулись поздно (уже светало). Сегодня можно поваляться подольше. Не упускаем такой возможности .
Утро невероятно красивое! Лёгкий утренний морозец растопило большое жаркое солнце… Домик, в котором мы остановились, расположился на большой поляне между рекой Белая и ручейком с очень чистой и прозрачной водой (идеальный для хозяйственных нужд ручеёк!). Со всех сторон нас окружают горы с заснеженными вершинами и перевалами! На западе Фишт – 2853,9 метра! На севере Оштен – 2804 метра! На северо-западе Пшехо-Су – 2743,8 метра! С востока на нас глядит Армянский хребет. И над всем этим встаёт яркое-яркое солнце! Мы пришли с севера. Сейчас, когда рассвело, не верится, что мы столько протопали по темноте. Там наверху лежит снег, а здесь трава местами ещё зелёная. Да, блин,.. горы, однако.
Каждый счёл своим долгом подержать фотоаппарат в руках в это утро. Оно того стоило! Прекрасная горная сказка… Мы как будто в другом мире… Во всей долине нет никого кроме нас. И ощущение, что мы одни во всём мире не покидает ни на минуту (Наверно потому что мобильная связь не работает и не собирается!).
Сварили кукурузную кашу и какаву. Отзавтракали. Восстановили утраченные калории. Появились силы – начали резвиться. Сначала нашли ножи сделанные из кос – намахались ими вдоволь. Потом вытащили из домика спасательные санки (этот домик - не только приют, но ещё и местная база МЧС). Загрузив несознательных личностей в санки, Дэн наглядно продемонстрировал, как надо руководить походами. От его действий условно «пострадавшие» сильно не страдали, похоже, им даже понравилось. 
Сделали коллективное фото на память и отправились на юг навстречу солнцу. По дороге много занимались чтением. Благо памятников погибшим (разбившимся и замёрзшим) туристам хватало. Попадались и забавные таблички. Например, «ПАМЯТНЫЙ ЗНАК посвящённый восхождению ОТДЕЛА ГАИ УВД г. МАЙКОПА В ЧЕСТЬ 69 ГОДОВЩИНЫ ОБРАЗОВАНИЯ ГАИ».
Идти сегодня легко. Люди покинули долину незадолго до нас (примерно дня два назад) и оставили за собой ниточку следов хорошо видную на заснеженных склонах. Без неё было бы сложновато топать. Идём на юг, потихоньку набирая высоту.
Тропинка, по которой мы движемся, периодически выходит к обрывчику над долиной. Вид очень красивый, но можно и вниз свалиться. Топаем аккуратно. На деревьях местами встречается маркировка и резные надписи (Цивилизация, блин!). Тропинка потихоньку поворачивает на запад, огибая Фишт. Подъём становится более крутым.
Примерно через часик выходим на перевал Белореченский (1782 м.). Здесь очень много табличек. Большинство из них посвящено героической обороне перевала в дни Великой Отечественной войны. На одной из них было написано «Здесь под Белореченским перевалом в VIII – X 1942 года воины 20-ой ГСД преградили путь фашистам, рвавшимся к Сочи.»
Пофоткались на память и двинулись дальше. Теперь идём на запад вдоль южного склона Фишта. Погода замечательная! Настроение отличное! Солнышко ярко светит и греет. Мы уходим от плато Лага-Наки, а за нами бежит облачность. Вокруг нас горы и горушки. Снег, вода, земля, трава и камни.
Впереди видна гора Маврикошка (1953,9 м.). Интересно, в честь кого её назвали. Прошли летовку пастухов. Слегонца ошиблись. Обогнули небольшую горушку справа, а не слева как надо было. В итоге вылезли на перевал Джугурсан (1856 м.). Удивились. Сделали перекус по такому случаю. Сфоткались и пошли дальше. Отошли метров 100-150 и призадумались. Заметили впереди на возвышении какие-то домики и канатную дорогу. Изучили карту. Да это же летовка Чигурсана! Чуть в соседнюю балку не спустились! Разворот на 180 градусов и вперёд. Пол часа и мы на перевале Черкесский (1832 м.). С этой точки маршрута мы движемся только вниз. Спускаемся с небес на землю, можно сказать.
Солнце упрямо бежит к закату, а мы упрямо бежим вперёд. Именно бежим, потому что с такой скоростью пешком не ходят. Деревья с маркировкой и таблички с километровыми отметками просто мелькают . Слева далеко внизу шумит река Бушуйка. В районе поляны Стадника попадаем в туман (похоже, что мы в облаке). Становится прохладненько. Солнышко уже скрылось за горой, но пока ещё светло. Небольшая передышка и вперёд.
Темнеет быстро. Начался «весёлый спуск». Да уж, действительно весёлый! Склон примерно 30-45%. Местами проще съехать, чем спуститься. Идём под кронами деревьев – от этого светлее не становится. Дорога визуально почти не определяется. Маркировка стала встречаться реже (примерно через каждые 100 метров). Ветер находит дорогу в темноте, скорее благодаря интуиции, чем зрению. И вдруг… О, чудо! Выходим на поляну «Холодный родник». Журчит ручеёк, оборудованное костровище, ровное место под палатку, рядом лежат сухие деревяшечки для костра. Офигеть можно! ТурКлуб МИСиС рулит!  Кто верит и ждёт, тот что надо найдёт!
Поставили палатку, сотворили костёр, сварили ужин, приготовили компот. В кустах рядом немного покричали какие-то птички (заповедник всё-таки ). Появилась луна, Ваня достал гитару. Пели песни, наслаждались теплом кавказской осени. Зима осталась позади на вершинах и перевалах Лага-Наки. А здесь растут деревья и травка, местами ещё зелёная.
Спать легли не рано…

11 ноября 2005 года

Ветер и Тигр встали в 4 утра. Это рекорд нашего похода! Приготовили завтрак. В 5 часов разбудили остальных туриков. Собрались как никогда быстро! Взошло солнце и в 7:07 мы уже начали наше победное шествие к Солохаулу. Нам предстоял самый большой дневной переход. И всё это в кратчайшие сроки.
Преодолели оставшуюся часть «весёлого спуска». Преодолели не без жертв. Танюшка упала и повредила колено. Замотали её эластичным бинтом. Благо этого добра у нас было достаточно.
Потопали дальше. Танюшка вела себя героически. Мужественно переносила все тяготы пути, а вскоре и вовсе сняла бинт.
У основания склона встретили первую табличку «Кавказский Государственный Биосферный Заповедник». А ещё здесь, неизвестно для кого (да и зачем), имелась табличка «Место для курения». Да, уж… Куренье это яд!  По тропе прошли насквозь орешник и каштанник (если так можно назвать группу каштанов). Увидели лесничество… Бесшумно прошагали мимо . Прошли по единственной (вероятно она же главная) улице Бабук-Аула. Здесь красиво. На дне балки немного сумрачно. Вокруг растут высокие деревья, поросшие чем-то неизвестным. Людей не видать.
Спустились к реке Шахе. Протопали по весёлому подвесному мостику через неё. Девушки проявили решительность и смелость в этом вопросе. Протопали ещё немного. Миновали турбазу Бабук-Аул. Постоянно встречаем таблички, предупреждающие, что вход в заповедник, из которого мы выходим запрещён. А вот и лесник. Он появился неожиданно. Не из под земли конечно, а из обычного УАЗика, именуемого в народе просто и лаконично «козёл». Сначала лесник встретил Иришку, топающую впереди всех.
Лесник: - Кто у вас главный?
Иришка молча указует в сторону остальной части группы.
Лесник подъезжает на «козле» к нам. Безошибочно, по карте и компасу, висящему на груди, определяет руководителя: - Откуда идёте?
Дэн, указывая назад: - Оттуда.
Лесник: - Откуда оттуда?
Дэн: - Из Бабук-Аула.
Лесник, внимательно изучив наши загорелые и обветренные рожи, улыбаясь убедительно произносит: - Нет, я спрашиваю: сколько снега на перевалах?
Рассказали ему, сколько там снега! Он удивился. Сказал, что рановато что-то в этом году зима наступила. Потом мы поведали ему о том, следы каких животных встречали в горах. Лесник сказал, что кошачьи следы принадлежали снежному барсу. Мы переспросили. Он подтвердил. Забавно, однако. Здравствуй, Красная Книга!
Штраф за нарушение режима заповедника с нас не взяли. Наверно наш внешний вид подействовал. Побеседовали ещё немного. УАЗик уехал, а мы пошли дальше.
Пересекли Белый ручей, потом ещё какой-то безымянный ручей. Прошли место, в котором в Шахе впадает река Ажу, потом место впадения реки Большой Бзныч. Перешли речку Белая. Идём почти без остановок (один раз сделали перекус – съёли по буржуйскому бутерброду). Средняя скорость движения не меньше 6 км/час. Постоянный спуск. Кажется, что он не закончится никогда.
Наконец вышли к реке Бзыч. Большой и не совсем целый мост висит над бурлящим потоком. Время уже около 13-14. Все очень сильно устали. Иришка решила переправиться вброд, но, осмотрев окрестности, передумала. Попили какавы из термосов. Погрызли конфетки, съели половинки сникерсов. Настроение улучшилось. Последний рывок. Переправились через речку. Прошли через населённый пунктик Бзогу. Топали и топотали. Безжалостно давили гаку своими мокрыми ботинками. Не вскоре, но всё же перешли ручей Скалистый. Ещё немного прошли и наконец-то оказались в Солохауле. Конечный пункт нашего пешего маршрута. Интересное место. Внизу около реки располагается какой-то дом отдыха и несколько бассейнов с прозрачной голубой водой. В самом Солохауле растут пальмы и хурма. Здесь тепло и хорошо. А ведь ещё вчера мы топали по снегу!
Подкрепились баранками, газировкой и прочей антропогенной гадостью на остановке . В 15:40 подошёл автобус до Сочи. Нам попался лихой водитель. Прокатились мы с ветерком! С невероятным искусством дяденька крутил руль на поворотах горного серпантина. Из автобуса мы наблюдали, как солнце садится в море. Н

Категория: Категорийные походы | Просмотров: 2088 | Добавил: SpeCial
Всего комментариев: 1
18 Апреля 2006
1. Дохновская Ирина Владимировна (Irinka) [Материал]Спам
Супер!Дениска!Ты герой!!!Все это вспомнить и воссоздать на бумаге! respect

Имя *:
Email *:
Код *:
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Категорийные походы [47]
Категорийные походы всех направлений
ПВД [74]
Учебные походы выходного дня
Слеты [11]
Различные слеты
Культурные мероприятия. [10]
Походы на выставки, в кино и т.д.
Другое [23]
Все что не вошло в предыдущие разделы

Маршруты.Ру - сообщество туристов и путешественников